Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2015 г. N 2-57-5215/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии - главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
при участии представителя ФГБУК "Государственный исторический музей": Нелюбова И.А.,
при участии представителя ООО "Эффекс": Цитлер Е.А., Лахтина М.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Эффекс" (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "Государственный исторический музей" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, обслуживанию и ремонту (поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей), устранение неисправностей (восстановление работоспособности, восстановление эффективности функционирования, пуско-наладочные работы "под нагрузкой", государственная поверка и паспортизация средств измерений) инженерных систем и оборудования (электроснабжение, электроосвещение, вентиляция, кондиционирование, отопление, водоснабжение, канализация, связь, лифтовое оборудование, водяного пожаротушения системы автоматического управления инженерными системами (АСУС)) комплекса зданий Исторического музея 2015-2016 годах (Закупка N 0373100039115000047) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки на участие в аукционе лицензий на выполнение работ предусмотренных техническим заданием.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/23512 от 22.06.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п. 21 "Предъявляемые требования к участникам Аукциона, установленные в соответствии с п. 1. ч. 1, ст. 31 Закона о контрактной системе" информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки следующих документов, а также в п. 24 информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок следующих документов:
- Лицензии МЧС России: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Лицензии Минкультуры России: Приспособление систем электрообеспечения.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии Министерства Культуры Российской Федерации на приспособление систем электрообеспечения, поскольку техническим заданием аукционной документации не предусмотрены услуги, при оказании которых необходима данная лицензия.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническим заданием аукционной документации предусмотрено в частности техническое обслуживание, в том числе текущий ремонт, инженерных систем и оборудования, в Покровском соборе на рву (соборе Василия Блаженного), который, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 759-р "О перечне отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России" входит в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии МЧС, поскольку при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации необходимо наличие различных лицензий.
На заседании Комиссии Управления установлено, что техническим заданием аукционной документации предусмотрено техническое обслуживание помимо систем электроснабжения, электроосвещения и водяного пожаротушения системы автоматического управления инженерными системами (АСУС), также техническое обслуживание таких систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, канализации, связи, лифтового оборудования, в составе комплекса зданий Исторического музея в 2015-2016 годах.
Однако, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерности установления Заказчиком требования о наличии вышеуказанных лицензий именно у участников закупки, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что также, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не определены объёмы оказываемых услуг.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика не установлены требования к объёмам ремонтных работ, предусмотренному техническим заданием аукционной документации, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя код ОКПД, указанный Заказчиком в извещении о проведении электронного аукционе не включает ремонтные работы при обслуживании инженерных систем.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п. 5.1.1 п. 5 проекта государственного контракта установлено, что стоимость технического обслуживания в соответствии со Сметой составляет 30 % от цены Контракта, а также в п. 5.1.2 п. 5 проекта государственного контракта указано что, стоимость ремонтных и пуско-наладочных работ составляет 70 % от цены Контракта, что позволяет участникам закупки определить объём услуг, оказываемый в соответствии с техническим заданием.
Также, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком выбран код ОКПД 70.32.13 "Услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений", при этом согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, обслуживанию и ремонту (поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей), устранение неисправностей (восстановление работоспособности, восстановление эффективности функционирования, пуско-наладочные работы "под нагрузкой", государственная поверка и паспортизация средств измерений) инженерных систем и оборудования (электроснабжение, электроосвещение, вентиляция, кондиционирование, отопление, водоснабжение, канализация, связь, лифтовое оборудование, водяного пожаротушения системы автоматического управления инженерными системами (АСУС)) комплекса зданий Исторического музея 2015-2016 годах.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническое обслуживание оборудования включает в том числе также работы по ремонту оборудования, что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности определения объёма выполняемых работ и невозможности сформировать сформировать ценовое предложение на участие в аукционе, исходя из положений аукционной документации.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 3 заявки на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничении участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эффекс" на действия ФГБУК "Государственный исторический музей" обоснованной в части установления неправомерных требований о наличии у участников закупки лицензий, указанных в п. 21 информационной карты аукционной документации, а также требования о предоставлении вышеуказанных лицензий в составе второй части заявки указанного в п. 24 информационной карты аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2015 г. N 2-57-5215/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2015