Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2015 г. N 2-57-4361/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А,О.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы": Барышева А.С., Лазуткина Д.А.,
при участии представителей ООО "ТехноСтрой": Арзуманова Г.Г., Болотова А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса ремонтных работ текущего характера, направленных на восстановление инженерных коммуникаций в Московском научно-практическом центре наркологии Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N 0373200053815000046) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.05.2015 N11/19501 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, не соответствующие ГОСТ 31996-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" по следующим позициям:
п. 25 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе в режиме перегрузки: должно быть не более 106,22 А", "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе при нормальном режиме работы при переменном токе: должны быть не более 94 А", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 16 мм2", "Число токопроводящих жил: должно быть 5", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 31996-2012, согласно которому допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 16 мм2 в режиме перегрузки должны равны 90,61 А - на воздухе, 107,19 А - в земле, допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 16 мм2 в земле при нормальном режиме работы при переменном токе должны быть равны 94,86 А;
п. 15, 22 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе при нормальном режиме работы при переменном токе: должны быть не более 30,51 А", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 1,5 мм2", "Число токопроводящих жил: должно быть 3", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 31996-2012, согласно которому допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 1,5 мм2 в земле в режиме перегрузки должны равны 30,51 А, допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 1,5 мм2 в земле при нормальном режиме работы при переменном токе должны быть равны 27 А;
п. 10, 12 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе при нормальном режиме работы при переменном токе: должны быть не более 43 А", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 4 мм2", "Число токопроводящих жил: должно быть 4", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 31996-2012, согласно которому допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 4 мм2 в земле в режиме перегрузки должны равны 49,39 А, допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 4 мм2 в земле при нормальном режиме работы при переменном токе должны быть равны 43,71 А;
п. 13 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе в режиме перегрузки: должно быть не более 37,84 А", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 2,5 мм2", "Число токопроводящих жил: должно быть 5", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 31996-2012, согласно которому допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 2,5 мм2 в земле в режиме перегрузки должны быть равны 40,68 А;
п. 56 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе при нормальном режиме работы при переменном токе: должно быть до 123 А", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 25 мм2", "Число токопроводящих жил: должно быть 5", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 53769-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", согласно которому допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 25 мм2 в земле при нормальном режиме работы при переменном токе должны быть равны 123,68 А;
п. 64 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токи одно- и трехсеккундного замыкания кабелей: должно быть 0,121-0,21 кА", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 25 мм2", "Материал токопроводящей жилы: должна быть медь", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 53769-2010, согласно которому допустимые токи трехсекундного короткого замыкания для кабеля с номинальным сечением токопроводящих жил равным 25 мм2 должно быть 0,098 кА;
п. 67 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" установлены требования "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе при нормальном режиме работы при переменном токе: должно быть до 25 А", "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле и на воздухе в режиме перегрузки: должно быть не более 28,25 А", "Номинальное сечение токопроводящих жил: должно быть 1,5 мм2", "Число токопроводящих жил: должно быть 5", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 53769-2010, согласно которому допустимые токовые нагрузки многожильных кабелей с номинальным сечением токопроводящих жил равным 1,5 мм2 в земле при нормальном режиме работы при переменном токе должны быть равны 25,11 А, в режиме перегрузки 28,37 А.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в ГОСТ 31996-2012 установлено, что допустимые токовые нагрузки кабелей при нормальном режиме работы и при 100%-ном коэффициенте нагрузки кабелей не должны превышать указанных в ГОСТ значений, при этом для определения токовых нагрузок четырехжильных кабелей с жилами равного сечения в четырехпроводных сетях при нагрузке во всех жилах в нормальном режиме, а также для пятижильных кабелей данные значения должны быть умножены на коэффициент 0,93, в режиме перегрузки 1,17 - для земли и 1,20 - для воздуха, при этом Заказчиком устанавливались требования к допустимой токовой нагрузки кабелей с учетом данного коэффициента.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при составлении аукционной документации не учитывались требования ГОСТ Р 53769-2010, поскольку данный ГОСТ утратил силу с 01.01.2014 г., в связи с введением в действие ГОСТ 31996-2012, в соответствии с которым установлены требования к товарам п. 56, 64, 67 Приложения N5 к техническому заданию аукционной документации.
Помимо вышеуказанного в своей жалобе Заявитель указывает на требования, не соответствующие ГОСТ 31996-2012 по п. 10 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" Приложения N5 к техническому заданию аукционной документации, а именно: "Материал наружной оболочки: должен быть поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности", "Относительное удлинение оболочки при разрыве после старения: должно быть более 150%", поскольку, по мнению Заявителя, в ГОСТ 31996-2012 указано, что относительное удлинение оболочки из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности при разрыве после старения не может быть более 150%.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил ГОСТ 31996-2012, согласно которому относительное удлинение оболочки из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности при разрыве после старения должно быть не менее 150%.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя требования, указанные в п. 19 "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)", а именно: "Точность изготовления: должна быть обычная, повышенная", "Нижнее предельное отклонение наружного диаметра: должна быть от -0,5 мм", "Условный проход: должен быть 32 мм", что, по мнению Заявителя, противоречит ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", согласно которому предельное отклонение в нижнюю сторону для труб с условным проходом до 40 мм обычной точности изготовления должно быть -0,5 мм, повышенной точности - -0,4 мм.
Также, согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования по п. 17, 66 "Растворы строительные": "Параметр: Погрешность дозирования для вяжущих материалов, заполнителей, воды и добавок должна быть 2%", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование противоречит ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому погрешность дозирования не должна превышать для вяжущих материалов, воды и добавок
1%, заполнителей
2%.
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком установлены следующие требования, противоречащие ГОСТ по товару п. 29 "Трубы стальные электросварные прямошовные с термической обработкой сварного соединения": "Точность изготовления по наружному диаметру трубы: должна быть обычная, повышенная", "Предельные отклонения по наружному диаметру трубы: должны быть 0,4 мм", "Наружный диаметр трубы: должен быть 32 мм", что, по мнению Заявителя, противоречит ГОСТ 10704-91 "Государственный стандарт Союза ССР. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент", согласно которому предельные отклонения трубы с наружным диаметром 32 мм должны быть
0,4 для труб обычной точности изготовления,
0,35 для труб повышенной точности изготовления.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом указанные требования противоречат ГОСТ 28013-98, ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 3262-75.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. 71 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные)" неправомерно установлены следующие требования: "Длина резьбы до сбега: должна быть 9 - 14 мм", "Условный проход: должен быть 20 мм", "Резьба на трубах: должна быть длинная, короткая", поскольку, согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", длинная резьба на трубах с условным проходом 20 мм равняется 16 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил, что вышеуказанные требования являются следствием технической ошибки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неисполнимые требования по п. 19 "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)".
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены, в частности, следующие требования по п. 19 Приложения N5 к техническому заданию: "Применение: для водопроводов и газопроводов, систем отопления, а также для деталей водопроводных и газопроводных конструкций", "Точность изготовления: должна быть обычная; повышенная", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки указано: "В требованиях к характеристикам товаров и в настоящей инструкции используются следующие равнозначные символы: символ ", " равнозначно "и", символы ";", "/" равнозначно "или", следовательно участнику закупки при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием необходимо использовать трубы применяемых для водопроводов и газопроводов, систем отопления, а также для деталей водопроводных и газопроводных конструкций, либо обычной либо повышенной точности изготовления.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 3262-75, трубы обычной точности изготовления применяют для водопроводов, газопроводов и систем отопления, трубы повышенной точности изготовления применяют для деталей водопроводных и газопроводных конструкций.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товару п. 24 "Олифа оксоль": "Олифа произведена с использованием: льняного масла; рыжикового масла", "Марка олифы: должна быть В, ПВ", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки указано: "В требованиях к характеристикам товаров и в настоящей инструкции используются следующие равнозначные символы: символ "," равнозначно "и", символы ";", "/" равнозначно "или".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 190-78 "Межгосударственный стандарт. Олифа оксоль. Технические условия" олифа марки В изготовляется из льняного и конопляного масла, олифа марки ПВ изготовляется из подсолнечного, или соевого, или сафлорового, или кукурузного, или виноградного, или рыжикового масла или их смесей с возможной частичной заменой этих масел на заменители масла.
Таким образом, Комиссии Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена таким образом, что может препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также может вводить в заблуждение участников закупки, и, в нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований 19, 24, 71 Приложения N5 к техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: А.О. Кондратьева
Д.А. Орехов
Исп. Кондратьева А.О.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2015 г. N 2-57-4361/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2015