Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2015 г. N 2-57-5439/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена Комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
ГКУЗ "ПТО КРиС ДЗМ": О.Н. Чистяковой,
ООО "ИНТЕХ": Н.И. Андрушкевича, Б.В. Ораева,
рассмотрев жалобу ООО "ИНТЕХ" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ "ПТО КРиС ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ текущего характера в корпусе N 18 Клиники N 2 филиала Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N 0373200053814000582) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отказе от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона "ИНТЕХ".
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/24388 от 26.06.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.8 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 Закона о контрактной системе.
В п.25.1 Информационной карты аукционной документации установлен следующий срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта: контракт заключается после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта. Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Безотзывная банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иным законодательством Российской Федерации.
Банковская гарантия, сведения о которой содержатся в Реестре Банковских гарантий дополнительной проверке не подлежит.
Согласно п.1 ст.70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст.69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона, Заявитель жалобы - компания ООО "ИНТЕХ" признана победителем электронного аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно п.7 ч.2 ст. 45 Закона о контрактной системе Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Комиссией Управления установлено, что победителем Аукциона направлен Заказчику подписанный контракт и обеспечение контракта в виде банковской гарантии NЭБГ-0004-2015-4926, выданной ЗАО "Солид Банк".
Согласно ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно ч.7 ст.45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный ч. 5 ст.45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.2-3 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно Протоколу отказа от заключения контракта от 15.06.2015 Заявитель признан уклонившемся от заключения государственного контракта на основании предоставления обеспечения исполнения контракта, не соответствующего требованиям ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе в части содержания в банковской гарантии следующих условий:
- о представлении Заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии уведомления о нарушении Принципалом условий контракта или расторжении контракта, если направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации, не включенного в перечень документов, представляемых бенефициаром одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1005);
- обязательства Гаранта перед Бенефициаром по гарантии прекращаются в случае прекращения действия контракта в силу его досрочного расторжения или досрочного прекращения обязательств сторон контракта по иным обстоятельствам / прекращения иных обязательств, обеспеченных настоящей банковской гарантией по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Согласно протоколу отказа от заключения контракта, окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, также в этот период могут действовать гарантийные обязательства, а так как действия банковской гарантии должно распространяться на обязательства по уплате неустоек (пеней, штрафов), возмещение убытков, а также на обязательства, возникающие в гарантийный период.
На заседании Комиссии Управления установлено следующее. Постановлением N1005 утвержден перечень документов, представляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно:
1. платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
2. документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
3. документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Согласно п. "б" Постановления N1005 недопустимо включать в банковскую гарантию положения о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации).
Установлено, что банковская гарантия NЭБГ-0004-2015-4926 содержит условие о предоставлении уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (если такое уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации) (п.2 банковской гарантии).
Вместе с тем, проектом контракта и законодательством Российской Федерации направление такого уведомления не предусмотрено.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанное положение банковской гарантии не противоречит положениям Постановления N1005, так как не обязывает Заказчика предоставлять данное уведомление при требовании об уплате денежной суммы по банковской гарантии и не препятствует Заказчику в получении денежных средств по банковской гарантии.
Таким образом, Заказчиком по данному основанию неправомерно отклонена банковская гарантия ООО "ИНТЕХ", что является нарушением ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления также установлено, что в банковской гарантии Заявителя содержится следующее:
- п.13 "Обязательства Гаранта перед Бенефициаром по настоящей банковской гарантии прекращаются в случае прекращения действия Контракта в силу его досрочного расторжения или досрочного прекращения обязательств сторон Контракта по иным обстоятельствам/прекращения иных обязательств, обеспеченных настоящей банковской гарантией по основаниям, предусмотренных действующим законодательством".
Представитель Заказчика пояснил, что окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, также в этот период могут действовать гарантийные обязательства, а так как действие банковской гарантии должно распространяться на обязательства по уплате неустоек (пеней, штрафов), возмещение убытков, а также на обязательства, возникающие в гарантийный период, обязательства по банковской гарантии не могут прекращаться в случае прекращения действия Контракта в силу его досрочного расторжения или досрочного прекращения обязательств сторон Контракта по иным обстоятельствам/прекращения иных обязательств.
Также ст.378 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает перечень оснований для прекращений обязательств:
1) уплата бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия;
2) окончание определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;
3) отказ бенефициара от своих прав по гарантии;
4) по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.
Кроме того, согласно п.14.1 государственного контракта контракт может быть расторгнуть досрочно: по взаимному соглашению сторон (п.14.2), заказчик вправе обратиться в суд, в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке с требование о расторжении настоящего контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (п.14.3), заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе (п.14.4).
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанного положения банковской гарантии, действие данной гарантии может прекратиться ранее срока, установленного аукционной документацией и Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания банковской гарантии несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе по вышеуказанному основанию (положения п.13 банковской гарантии), и как следствие признание победителя аукциона уклонившимся от заключения государственного контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИНТЕХ" на действия ГКУЗ "ПТО КРиС ДЗМ" обоснованной в части признания банковской гарантии ООО "ИНТЕХ" не соответствующей положениям Постановления N1005 (п.2 банковской гарантии).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега,
8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2015 г. N 2-57-5439/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2015