Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2015 г. N 2-57-4488/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Южное Медведково": Бедняшова Н.А.,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО": Ерилина С.А., Сапожниковой М.Ф.,
при участии представителя ЗАО "АЛЬЯНС": Буцхрикидзе В.В.,
рассмотрев жалобу ЗАО "АЛЬЯНС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Южное Медведково" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения работ по благоустройству дворовых территорий района Южное Медведково СВАО города Москвы в 2015 году (Закупка N 0373200017515000278) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также неправомерного сокращения срока подачи заявок на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.05.2015 N11/19981 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены следующие неправомерные требования:
по п. "Парковочный столбик металлический" установлены требования к химическому составу стали труб, а именно установлены требования к содержанию углерода, кремния, марганца, хрома, серы, фосфора, никеля, меди, мышьяка, азота и железа, установлены требования к полиэтилену высокого давления, применяемого при окраске столбиков, а также к пудре алюминиевой пигментной марки ПАП -2;
по п. "Растворы цементные" установлены требования к цементу, извести и гипсу, которые применяются при изготовлении растворов строительных в качестве вяжущих;
по п. "Смеси бетонные БСГ тяжелого бетона" установлены требования к цементу, который необходимо использовать при изготовлении бетонных смесей в качестве вяжущих, а также песку, который применяется в качестве заполнителя;
по п. "Смеси асфальтобетонные" установлены требования к битуму, песку и минеральному порошку, применяемым при изготовлении асфальтобетонных смесей
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. "Растворы цементные" Формы 2 неправомерно установлены требования "Класс по применяемым вяжущим: должны быть сложные или простые", "Применяемые вяжущие: должны применяться цемент, известь или цемент, гипс или цемент", а также установлены требования к извести и гипсу, поскольку исходя из наименования позиции Формы 2 использовать необходимо растворы простого класс с цементным вяжущим.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления вышеуказанных требований в аукционной документации.
Также, в своей жалобе Заявитель на неправомерное установление Заказчиком требований к следующим характеристик товара п. "Песок для строительных работ" Формы 2: "Удельный вес: >0 г/см3", "Частый остаток на сите 0.63 мм: Не должен быть более 100 % по массе", "Влажность: Не должен быть более 100 %", "Насыпная плотность в сухом состоянии: Должна быть >100 кг/м3", "Коэффициент фильтрации: Должен быть >0.1 м/сут", "Частый остаток на сите 0.16 мм: Не должен быть более 100 % по массе", "Частый остаток: после сита 0.16 мм: Не должно быть более 100 % по массе", "Полный остаток на сите 0.315 мм: Должен быть не более 100 % по массе", "Полный остаток на сите 2.5 мм: Должен быть не более 100 % по массе", "Полный остаток на сите 1.25 мм: Не должно быть более 100 % по массе", "Полный остаток на сите 0.16 мм: Не должно быть более 100 % по массе", "Частый остаток на сите 1.25 мм: Не должно быть более 100 % по массе", "Частый остаток на сите 0.315 мм: Должно быть не более 100 % по массе", "Частый остаток на сите 2.5 мм: Должно быть не более 100 % по массе", поскольку данные требования являются нестандартными и установлены не в соответствии с ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к полным остаткам на ситах установлены в соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", что не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Также, по мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требование о соответствии товаров, используемых при выполнении работ ГОСТ Р 50807 "Устройства защитные, управляемые дифференциальным (остаточным) током. Общие требования и методы испытаний", ГОСТ 9.410-88 ЕСЗКС "Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы", ГОСТ Р 41.104-2002 "Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности", ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", ГОСТ 8515-75 "Диаммонийфосфат. Технические условия", ГОСТ 21520-89 "Блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие. Технические условия", ГОСТ Р 50241-92 "Средства защитные для древесины. Экспресс-метод испытания вымываемости", ГОСТ 10873-73 "Аммоний сернокислый (сульфат аммония) очищенный. Технические условия", ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия", ГОСТ 5457-75 "Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия", ГОСТ 5583-78 "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия", ГОСТ 20448 - 90 "Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия", ГОСТ 21553-76 "Пластмассы. Методы определения температуры плавления", ГОСТ 15173-70 "Пластмассы. Метод определения среднего коэффициента линейного теплового расширения", ГОСТ 11262-80 "Пластмассы. Метод испытания на растяжение", ГОСТ 23630.1-79 "Пластмассы. Метод определения отдельной теплоемкости", ГОСТ 2034-80 "Сверла спиральные. Технические условия", ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая", ГОСТ 24064-80 "Мастики клеящие каучуковые. Технические условия", ГОСТ 25718-83 "Грунтовки АК-069 и АК-070. Технические условия", ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия", ГОСТ 4598-86 "Плиты древесноволокнистые. Технические условия", ГОСТ 10923-93 "Рубероид. Технические условия", ГОСТ 7251-77 "Линолеум поливинилхлоридный на тканой и нетканой подоснове. Технические условия", ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", ГОСТ 4029-63 "Гвозди толевые круглые. Конструкция и размеры", ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", поскольку при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием не применяются товары, на которые распространяются данные товары.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований о соответствии товаров ГОСТ, которые не распространяются на товары предусмотренные аукционной документацией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанным товарам , а также требования о соответствии товаров ГОСТ составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, что в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования к товарам, не учтенным в сметной документации.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования, в частности, к товару "Краски дорожные белые", при этом, согласно доводам жалобы Заявителя данный товар не учтен сметной документацией, что, по мнению Заявителя, не позволяет участнику закупки корректно сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с тем, что данный товар не учтен сметной документацией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к товарам, не учтенным в сметной документации нарушает п.1 ч.1 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона в редакции NИИ2 от 15.05.2015, начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 6 591 240,00 рублей, при этом срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен на 31.05.2015 в 00:15.
Согласно ст. 193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в пп. 19.1 п.19 Раздела II информационной карты документации об электронном аукционе извещения о проведении электронного аукциона от 15.05.2015 датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 31.05.2015 в 00:15 (воскресенье).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку установление срока окончания подачи заявок на выходной день может повлечь ограничение потенциальных участников закупки ввиду сокращения срока подготовки заявки на участие в аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "АЛЬЯНС" на действия ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Южное Медведково" обоснованной в части сокращения срока подачи заявок на участие в аукционе, а также установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2015 г. N 2-57-4488/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2015