Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2015 г. N 2-57-5458/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта: Р.В. Ивахина, О.А. Бондаренко,
в отсутствие представителей ООО "ТРИКС", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NNМГ/24700 от 29.06.2015,
рассмотрев жалобу ООО "ТРИКС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению безопасности в ГБУ "Спортивная школа N 112 "Спутник" Москомспорта в 2015 г (Закупка N0373200068615000216) (далее - Конкурс), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/24700 от 29.06.2015.
Заявитель обжалует установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок, а также установление неправомерных требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие требований, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в конкурсной документации не установлена пропорциональная или иная объективная зависимость между количеством присеваемых баллов и представляемых участниками закупки сведений, что не представляет возможным определить каком образом Заказчик определяет наиболее детализированную и проработанную заявку, степень выгодности предложения и степень детальной проработка предложения участника закупки по показателю качество услуг по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Таким образом, порядок оценки по данному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе.
Также, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком неправомерно установлен показатель "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" по критерию "квалификация участников закупки", а именно: оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте оказания услуг по предмету, аналогичном у объекту закупки по настоящему конкурсу, на основании не менее трех выполненных государственных и (или) муниципальных, и (или) гражданско-правовых договоров менее чем за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, при этом цена таких государственных и (или) муниципальных, и (или) гражданско-правовых договоров должна быть сопоставима с начальной (максимальной) ценой договора по настоящему конкурсу.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 26 Правил оценки количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п.25 Правил оценки, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Согласно п.27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении нестоимостных критериев оценки в документации о закупке Заказчиком предусмотрены показатели.
Заказчиком в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки конкурсных заявок:
- стоимостной критерий: цена контракта (значимость критерия - 60%);
- нестоимостной критерий: "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 30%) - показатели: "качество услуг" - Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от степени выгодности представ ленных предложений для обеспечения нужд Заказчика с учетом требований Технического задания. Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированной и содержательно проработанной заявке, остальным заявкам баллы присваиваются по мере уменьшения степени выгодности предложений участников закупки для обеспечения нужд Заказчика с учетом требований Технического задания. Минимальное количество баллов присваивается заявке участника закупки, предложение которого, по сравнению с предложениями других участников, наименее детально проработанное, своим внутренним содержанием не позволяющее или не в полной мере позволяющее составить представление о качестве оказываемых услуг с целью реализации договора : 100 баллов присваивается наиболее детализированной и содержательно проработанной заявке; 1-99 баллов присваиваются по мере уменьшения степени выгодности предложений участников закупки с учетом требований Технического задания, предложение которого, по сравнению с предложениями других участников, наименее детально проработанное, своим внутренним содержанием не позволяющее или не в полной мере позволяющее составить представление о качестве оказываемых услуг; 0 баллов - отсутствие предложений.
- нестоимостной критерий: "квалификация участников закупки" (значимость критерия - 10%) - показатели: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (60 баллов, коэффициент значимости 0,6) - оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте оказания услуг по предмету, аналогичному объекту закупки по настоящему конкурсу, на основании не менее трех выполненных государственных и (или) муниципальных, и (или) гражданско-правовых договоров менее чем за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, при этом цена таких государственных и (или) муниципальных, и (или) гражданско-правовых договоров должна быть сопоставима с начальной (максимальной) ценой договора по настоящему конкурсу; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (40 баллов, коэффициент значимости 0,4) - оцениваются представленные сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (количественном составе) для качественного и надлежащего оказания услуг по предмету конкурса в соответствии с требованиями Технического задания.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение положений п.11 Правил оценки в конкурсной документации Заказчиком не установлена формула расчета количества баллов, присуждаемых, в том числе, по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по показателю "качество услуг", или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Кроме того, по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте оказания услуг по предмету, аналогичному объекту закупки по настоящему конкурсу, при этом цена должна быть сопоставима с ценой договора, тогда как согласно пп. "б" п.27 правил оценки устанавливается показатель опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, п.11 и п.27 Правил.
2. Заявитель обжалует установление требования о предоставления в составе заявки документов, подтверждающих соответствие требований, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, установленных в пп.1 п.15. (пп.7 п.16.1 Технического задания).
Представитель Заказчика пояснил, что в пп.1 п.15 Технического задания установлено требование о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов, а именно: а) наличие действующей лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность с указанием разрешенных видов охранных услуг (в соответствии с ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, и иным законодательством в действующей редакции (для частной охранной организации): - охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; б) Наличие действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданное охранной организации (в соответствии с ст. 22 Федерального закона "Об оружии" N 150-ФЗ от 13.12.1996 г. в действующей редакции) с приложением: полномерный список учета оружия.
В соответствии с пп. "г" ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в частности документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.3-п.9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требования о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Представитель заказчика пояснил, что оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно оказание частных охранных услуг регулируются, в том числе:
- Федеральным законом N99-ФЗ от 22.04.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым услуги по частной охранной деятельности подлежат обязательному лицензированию
- Федеральным законом N 150-ФЗ от 13.12.1996 "Об оружии", согласно которому хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получивших в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, так как он не нашел своего подтверждения и правомерности установления Заказчиком вышеуказанных требований к участникам закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТРИКС" на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта обоснованной в части установления порядка оценки и показателей по нестоимостным критериям оценки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, п.11 и п.27 Правил оценки.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.Г. Абегян
исп. Е.А. Дейнега
тел. 8-495-784-75-05, доб.179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2015 г. N 2-57-5458/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2015