Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 23 июня 2015 г. N К-12/05
Резолютивная часть решения объявлена "18" июня 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>, |
при участии:
от Заказчика: заведующей Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 5" <_>,
от Уполномоченного учреждения представителей Муниципального казенного учреждения "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области <_> (доверенность от 18.06.2015 б/н), <_> (доверенность 18.06.2015 б/н),
в отсутствии Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Мир музыки Новосибирск" уведомлено надлежащим образом: уведомление от 11.06.2015 N 5-1090; заявлено ходатайство от 17.06.2015 N 06001 о рассмотрении жалобы без участия,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мир музыки Новосибирск" <_> на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 5" <_> (Уполномоченное учреждение - Муниципальное казенное учреждение "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области <_> при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году (извещение от 03.06.2015 N 0378300011915000107), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Мир музыки Новосибирск" от 09.06.2015 N 1 (далее - Заявитель, ООО "Мир музыки Новосибирск") на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 5" (далее - Заказчик, МБДОУ "Детский сад N 5) (Уполномоченное учреждение - Муниципальное казенное учреждение "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - Уполномоченное учреждение, МКУ "Централизованное хозяйственное управление" МО "Город Биробиджан" ЕАО) при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году (извещение от 03.06.2015 N 0378300011915000107).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе Заявитель сообщает, что Заказчиком на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru с нарушением требований п. 2 ст. 8, п.п. 1 п. 1 ст. 33, п. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) размещен электронный аукцион на поставку музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году (извещение N 0378300011915000107).
Заявитель считает, что Заказчиком в п. 3 раздела V технического задания Документации не законно установлено требование к участникам закупки о том, что Поставщик (или его представитель) обязан участвовать в приемке-передаче товара.
По мнению Заявителя, данное требование влечет за собой ограничение конкуренции, так как ограничивает число участников аукциона способных поставить данный товар на большие расстояния со сборкой и приемкой. В данном электронном аукционе в выигрышном положении оказываются те поставщики, которые территориально располагаются в одном населенном пункте с Заказчиком. К заявленному в техническом задании товару прилагается инструкция на русском языке, в которой есть и инструкция по сборке, в данной инструкции нет указания на привлечение квалифицированных специалистов на сборку и установку, поэтому данная операция доступна всем.
Заявитель считает, что своими действиями Заказчик установил искусственные барьеры и ограничил количество участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком завышена начальная (максимальная) цена контракта на синтезатор, которая установлена в сумме 48 569,33 рублей, в то время, как под заявленные в техническом задании документации параметры, подходят только две модели инструментов CASIO CTK-2400 и CASIO LK-260 цена которых в сети "Интернет" составляет от 7 450 до 11 690 руб.
Таким образом, Заявитель считает, что действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Заявителя от 16.06.2015 N 9, в которых сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Положения документации об электронном на поставку музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году (извещение N 0378300011915000107) составлены с учетом указанного принципа добросовестной конкуренции между участниками закупок и не содержат условий, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводящих к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 33 в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в положениях документации об электронном аукционе отсутствуют требования к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.
Заказчик сообщает, что в связи с тем, что у учреждения нет возможности нанять специалиста-эксперта, обладающего достаточными знаниями и навыками в обращении с музыкальными электронными инструментами, в определении возможных дефектов в поставленных инструментах, а так же с целью соблюдения сроков поставки товара и осуществления оперативной своевременной замены товара в случае обнаружения его недостатков при приемке-передаче, по решению Заказчика в документацию об электронном аукционе внесены изменения в части исполнения условий поставки товара, а именно: "Поставщик (или его представитель) обязан участвовать в приемке-передаче товара. Проверка количества и качества Товара, поступившего в таре (упаковке), производится при вскрытии тары (упаковки)". Данное условие не является ограничением конкуренции и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам, полученных от поставщиков. Расчет начальной (максимальной) цена контракта произведен в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
На основании изложенного, Заказчик считает жалобу ООО "Мир музыки Новосибирск" необоснованной.
В заседании Комиссии представитель Заказчика и представители Уполномоченного учреждения поддержали возражения на жалобу в полном объеме.
В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области "О порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при осуществлении полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами от 26.12.2014 N 4978 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением - МКУ "Централизованное хозяйственное управление" МО "Город Биробиджан" ЕАО" при осуществлении им полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка - определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для заказчиков осуществляется МКУ "Централизованное хозяйственное управление" МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (далее - Уполномоченное учреждение) в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Согласно п. 14 порядка - Уполномоченное учреждение при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании сведений, содержащихся в заявке, выполняет следующие функции, в том числе:
14.1. Готовит проект приказа об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами.
14.2. Осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в том числе извещений о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений.
14.3. Разрабатывает документацию о закупках (за исключением описания объекта закупки), в том числе конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, документацию о проведении запроса предложений, составляет запрос котировок.
14.4. Готовит проекты контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о запросе котировок.
14.8. Принимает решение о внесении изменений и готовит проект изменений в извещения о проведении конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, в конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, в том числе и на основании письменного обращения и (или) заявки заказчика.
14.9. Направляет изменения, внесенные в извещение о проведении конкурса, в конкурсную документацию, всем участникам, которым была представлена конкурсная документация, заказными письмами или в форме электронных документов.
14.11. В случае поступления запроса от участника конкурса, электронного аукциона подготавливает разъяснения положений конкурсной документации, документации об электронном аукционе в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно п. 15 Порядка - Заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выполняет функции, предусмотренные Законом о контрактной системе и не переданные Уполномоченному учреждению, в том числе:
15.1. Утверждает документацию о закупках, указанную в п. 14.3 настоящего Порядка.
15.2. Осуществляет обоснование закупок в порядке, установленном законодательством о контрактной системе.
15.3. Определяет условия контракта, в том числе начальную (максимальную) цену контракта (указываются в заявке, представляемой в уполномоченное учреждение).
15.4. Готовит проекты контрактов, заключаемых по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
15.5. Осуществляет подписание контракта.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченное учреждение при осуществлении закупок обязаны соблюдать требования Закона о контрактной системе.
25 мая 2015 года директором МКУ "Централизованное хозяйственное управление" МО "Город Биробиджан" ЕАО издан приказ "Об осуществлении закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году" N 229 в котором указано, что в соответствии с Законом о контрактной системе следует осуществить закупку среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году путем проведения аукциона в электронной форме.
27 мая 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Уполномоченным учреждением размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300011915000107 и Документация об аукционе в электронной форме на поставку музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году (далее - Документация).
Наименование объекта закупки: "Поставка музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году".
Начальная (максимальная) цена контракта: 114 480,00 руб.
В п. 3 раздела V технического задания Документации Заказчиком установлены условия контракта о том, что Поставщик должен осуществить установку и наладку поставленного товара.
В п.п. 2.1.6 - 2.1.7 п. 2.1 раздела 2 проекта контракт установлено, что Поставщик обязан осуществить разгрузку, монтаж и наладку поставленного товара своими силами и средствами, а также осуществить уборку и вывоз упаковочного материала, мусора своими силами и средствами.
02 июня 2015 года заведующей МБДОУ "Детский сад N 5" издан приказ "О внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме" N 6 в котором указано, что на основании ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе:
1. Внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме на поставку музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБДОУ "Детский сад N 5" в 2015 году, опубликованную 27.05.2015 года в 14 часов 57 минуты (время местное) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (извещение 0378300011915000107).
1.1. Пункт 3 "Условия контракта" раздела V "Техническое задание" документации об электронном аукционе изложить в следующей редакции: "3. Условия контракта: Поставщик (или его представитель) обязан участвовать в приемке-передаче товара. Проверка количества и качества Товара, поступившего в таре (упаковке), производится при вскрытии тары (упаковки)".
1.3 Подпункт 2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 "Права и обязанности сторон" проекта контракта изложить в следующей редакции: "2.1.6. Участвовать в приемке-передаче товара лично (либо через своего представителя) в соответствии с разделом 5 настоящего контракта".
03 июня 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Уполномоченным учреждением размещены и внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0378300011915000107 и Документацию, а именно:
- в п. 3 раздела V технического задания Документации Заказчиком установлены условия контракта о том, что Поставщик (или его представитель) обязан участвовать в приемке-передаче товара. Проверка количества и качества Товара, поступившего в таре (упаковке), производится при вскрытии тары (упаковки);
- в п.п. 2.1.6 - 2.1.7 п. 2.1 раздела 2 проекта контракт установлено, что Поставщик обязан участвовать в приемке-передаче товара лично (либо через своего представителя) в соответствии с разделом 5 настоящего контракта, а так же осуществить уборку и вывоз упаковочного материала, мусора своими силами и средствами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при описании объекта закупки устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлено, что порядок и осуществление приемки Заказчиком поставляемого товара устанавливается Заказчиком.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в части установления требований в п. 3 раздела V технического задания Документации и в п.п. 2.1.6 - 2.1.7 п. 2.1 раздела 2 проекта контракт о том, что Поставщик (или его представитель) обязан участвовать в приемке-передаче товара, не установлено.
Доводы Заявителя о нарушении Заказчиком п. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, Комиссией Еврейского УФАС России отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 15.06.2015 на участие в электронном аукционе поступило 6 (шесть) заявок от участников закупки, которые изъявили свое согласие на поставку товара в соответствии с требованиями установленными Заказчиком в Документации.
Таким образом, Заявителем не представлено доказательств, что установленные Заказчиком требования в п. 3 раздела V технического задания Документации, а именно, что Поставщик (или его представитель) обязан участвовать в приемке-передаче товара, влекут за собой ограничение конкуренции, в частности необоснованного ограничения числа участников закупок.
Кроме того в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, в полномочия антимонопольного органа не входит проведение внеплановых проверок в отношении обоснования (начальной максимальной) цены контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А :
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мир музыки Новосибирск" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 5" (Уполномоченное учреждение - Муниципальное казенное учреждение "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области) при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка музыкальных инструментов для обеспечения нужд МБУ "Детский сад N 5" в 2015 году (извещение от 03.06.2015 N 0378300011915000107), признать необоснованной.
2. В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела в органы внутреннего муниципального финансового контроля.
Председатель комиссии |
|
<_> |
|||
Члены комиссии: |
|
<_> |
|||
|
|
<_> |
|||
|
|
||||
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд ЕАО. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 23 июня 2015 г. N К-12/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2015