Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 7 июля 2015 г. N 155
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О. главного специалиста этого же отдела, Морозовой Л.С. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО "Техкомплект" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края, заказчиком - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений" при проведении электронного аукциона на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000516);
в присутствии представителей заказчика: заместителя директора Шатиловой О.Н, Рахманина А.А. (доверенность от 09.07.2015), представителей уполномоченного органа: Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2015), Горбуновой М.А. (доверенность от 12.05.2015), Мусихина И.В. (доверенность от 9.10.2015), в отсутствии представителя заявителя (о времени и месте извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
07 июля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Техкомплект", направленная ФАС России, на положения аукционной документации при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, требования установленные заказчиком:"поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара" (пункт 6.2.7 проекта контракта) ограничивают количества участников закупки.
Заявитель просит признать данные требования не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе и выдать заказчику предписание об устранении установленных требований.
Представители заказчика не согласились с доводами заявителя, и пояснили следующее. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком исходя из своих потребностей и требований законодательства о контрактной системе.
В части установления в пункте 6.2.7 проекта контракта установленного требования: "поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара представитель заказчика пояснил следующее.
Предметом контракта по обжалуемому аукциону является поставка технических средств обучения для оснащения рабочих мест учеников и педагогов. Приобретение оборудования осуществляется за счёт федеральных субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ, направленных на развитие образования. Координирует реализацию целевых программ в сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, которые закреплены в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. N МД -1552/03, где п. 3.3 определено что: "на поставляемые комплекты оснащения и отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трёх лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки..."
Кроме того, установленное требование об обеспечении в г. Чите сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого Товара, не предполагает наличие сервисного центра, принадлежащего именно поставщику. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий государственного контракта, в том числе и привлекая специализированные сервисные центры г. Читы.
Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и пояснили следующее.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 года N 544 Департамент государственных закупок Забайкальского края был наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта
Порядок взаимодействия, утвержденный указанным постановлением, регламентирует действия уполномоченного органа, а также разграничивает ответственность между ним и заказчиком, при их совершении в соответствии и пределах полномочий, отнесенных к его компетенции
В связи с тем, что жалоба заявителя касается описания объекта закупки, определения условий контракта, дать пояснение по существу указанных в ней фактов, Департамент государственных закупок не может, т.к. данный вопрос не относится к его компетенции.
В тоже время, полагаем, что установленные заказчиком требования к описанию объекта не ведут к ограничению количества участников размещения заказа и не нарушают требования части 1 статьи 33 Федерального закона.
Федеральный закон о контрактной системе не обязывает заказчика при размещении закупки обеспечивать возможность участия в размещаемой им закупке всех без исключения поставщиков, исполнителей.
В соответствии с понятиями, изложенными в словаре Ожегова С.И. обеспечивать - это сделать возможным. Условие "обеспечивать" не устанавливает наличие сервисного центра исполнителя в г. Чите.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
25 июня 2015 года уполномоченным органом для нужд заказчика опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000516). Одновременно размещена аукционная документация и проект контракта. Начальная (максимальная) цена контракта 2 356435,00 рублей.
Описание объекта закупки изложено в пункте 21 документации об аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 07.07.2015 на участие в аукционе поступило 4 заявки, допущено 2 заявки.
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1.В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый аукцион, на поставку технических средств обучения, заключен в интересах заказчика - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений".
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанных лиц, на основании заявки заказчика.
Комиссия признала необоснованным довод заявителя, что установленное в пункте 6.2.7 проекта контракта требование: "поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара" ограничивает участников закупки и является нарушением части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе необоснованным по следующим основаниям.
Сервисное обслуживание это комплекс мероприятий по обеспечению исправности и работоспособности оборудования при его эксплуатации. Комплекс технического обслуживания и ремонта осуществляется с целью устранения отказов оборудования.
Обеспечивать - это сделать возможным.
Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика исполнитель обязан обеспечить, т.е. сделать возможным, весь комплекс мероприятий по сервисному обслуживанию в г. Чите.
В тоже время, установленное требование, не предполагает наличие сервисного центра в г. Чита. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий контракта, в том числе и привлекая специализированные сервисные центры, как в Чите, так и в других регионах.
Предметом контракта является поставка технических средств обучения.
Приобретение оборудования осуществляется за счёт федеральных субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ, направленных на развитие образования. Координирует реализацию целевых программ в сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
В соответствии с рекомендациями, по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. N МД -1552/03, на поставляемые комплекты оснащения и отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трёх лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки..."
Кроме того, количество поступивших на участие в аукционе заявок (4), свидетельствует о наличие рынка участников закупки, способных осуществить услугу в соответствии с заявленными заказчиком требованиями.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Техкомплект" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Л.С. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 7 июля 2015 г. N 155
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2015