Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 июля 2015 г. N 156
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Морозовой Л.С. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Техкомплект" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении электронного аукциона на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000520);
в присутствии представителей уполномоченного органа Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2015 N3), Валькова С.И. (доверенность от 26.12.2014 N35), Мусихина И.В. (доверенность от 09.10.2014 N31); представителей заказчика Шатиловой О.Н. (приказ о временном исполнении обязанностей от 26.06.2015 N7801д), Раханина А.А. (доверенность от 09.07.2015 б/н),
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
07 июля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Техкомплект" (направленная по подведомственности ФАС России) на положения аукционной документации при проведении закупки на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000520).
Заявителем указывается на следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) Ответы на запросы на разъяснения положений аукционной документации предоставлены с нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как следует из части 21 Аукционной документации в описании Процессора, входящего в состав Портативного компьютера указано "Тип памяти: SO-DIММ DDR3L-1ЗЗЗ (пропускная способность 10600) (1.35В)".
01.07.2015 по вышеуказанному описанию Портативного компьютера были предоставлены разъяснения N2, а именно:
Запрос - "Тип памяти: SO-DIММ DDR3L-1ЗЗЗ (пропускная способность 10600) (1.35В)" - просим разъяснить, в каких единицах указана пропускная способность? Просим разъяснить, что означает требование "(1.35В)))? Учитывая, что тип памяти никак не связан с производительностью, а также с функциональными и качественными характеристиками компьютера, просим разъяснить, с чем связано требование поставить именно такой тип памяти".
Разъяснения - "Пропускная способность измеряется в Мбайтах в секунду. Требование "(1.35В)" показатель рабочего напряжения. Указанный тип памяти удовлетворяет потребностям Заказчика".
Таким образом, заказчик при описании объекта закупки допустил нарушения и, предоставив вышеуказанные разъяснения, изменил суть описания объекта закупки, что нарушает права и законные интересы участников закупки, а также положения Закона о контрактной системе.
В случае, если в аукционную документацию будут внесены изменения в части описания оборудования, указанного заявителем, это будет являться изменением объекта закупки, что не допускается частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2) Объект закупки не содержит описания технических и качественных характеристик товара.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 6 раздела 21 Аукционной документации указано:
"В комплект поставки входит: передатчик 1 шт., приёмник 9 шт., м Микрофон 1 шт., заушные индукторы 9 шт., индукционная петля 9 шт., элементы питания - никель-металл-гидридные аккумуляторы - 9 шт., зарядное устройство".
При этом описание технических и функциональных характеристик отсутствует у ряда позиций, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением правил объективного описания объекта закупки.
Таким образом, участникам закупки невозможно понять какой товар с какими характеристиками предоставлять к поставке.
3) Аукционная документация устанавливает ограничивающие конкуренцию требования по исполнению контракта в части создания незаконных преимуществ для участников закупки, осуществляющих свою деятельность в г. Чите.
Согласно раздела 3 Аукционной документации и пункту 6.2.7. проекта контракта поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара, что, по мнению заявителя, является несоответствующим закону требованием по следующим основаниям.
В случае если поставщик будет осуществлять сервисное обслуживание поставленного товара или проведения ремонтных работы, которые будут осуществлены не в г. Чите - поставщик нарушит свои обязанности, т.к. контракт немотивированно устанавливает обязанность сервисного обслуживания и проведение ремонтных работ исключительно в определенном географическом объекте.
В результате установления в разделе 3 Аукционной документации и пункте 6.2.7. проекта контракта обязанности по проведению ремонтных и сервисных работ в г. Чите в электронном аукционе не могут принять участие поставщики, которые не осуществляют постоянно свою хозяйственную деятельность на территории г. Чита.
Поставщик, который может поставить необходимый товар в г. Читу, а при необходимости осуществить его ремонт в другом регионе или замену доставкой из другого региона, не может принять участие в данной закупке в силу отсутствия договорных отношений с организациями, осуществляющими функции ремонта и сервисного обслуживания на территории г. Чита. В свою очередь, компании, которые имеют договорные отношении с сервисными и ремонтными организациями, функционирующими на территории г. Чита, получают незаконные и необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.
Заявитель считает, что заявителем нарушены требования Закона о контрактной системе и просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами, изложенными в жалобе, представив следующие возражения.
1. В документации аукциона установлено требование "Тип памяти: SO-DIММ DDR3L-1ЗЗЗ (пропускная способность 10600) (1.35В)". На поступивший запрос: "Тип памяти: SO-DIММ DDR3L-1ЗЗЗ (пропускная способность 10600) (1.35В)" - просим разъяснить, в каких единицах указана пропускная способность? Просим разъяснить, что означает требование "(1.35В)"? Учитывая, что тип памяти никак не связан с производительностью, а также с функциональными и качественными характеристиками компьютера, просим разъяснить, с чем связано требование поставить именно такой тип памяти?", были даны следующие разъяснения: "Пропускная способность измеряется в Мбайтах в секунду. Требование "(1.35В)" показатель рабочего напряжения. Указанный тип памяти удовлетворяет потребностям Заказчика.
Общепринятым (стандартным) форматом описания пропускной способности является следующая единица измерения - Мб/с (Мбайт в секунду).
В описание объекта закупки не было внесено каких-либо изменений. Разъяснение является исключительно разъяснением относительно использования общепринятой единицы описания пропускной способности оперативной памяти и обозначения рабочего напряжения, в связи с тем, что лицу, направившему запрос, не были известны общепринятые единицы измерения и показатели, применяемые при описании характеристик оперативной памяти.
Таким образом, разъяснение положений документации об аукционе не вводит потенциальных участников размещения в заблуждение, не изменяет суть положений документации об аукционе и соответствует стандартным единицам измерения и показателям оперативной памяти.
2. Пункт 21 документации об аукционе содержит подробное описания товаров, предполагаемых к закупке в рамках обжалуемого аукциона. В том числе подпунктом 6 пункта 21 документации об аукционе установлены минимально необходимые требования, предъявляемые заказчиком к комплекту беспроводной звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА):
Диапазон рабочих частот: 861-863 МГц*.
Диапазон звуковых частот 100 - 6000 Гц*.
Радиус действия: не менее 40 метров в зоне прямой видимости.
Питание передатчиков и приемников осуществляется от одного никель-металлогидридного (N-МЬ) аккумулятора типа АА с напряжением 1,2В,
Питание зарядного устройства от сети переменного тока напряжением 220 В/50 Гц.
Встроенный в приёмник микрофон для прослушивания собственного голоса.
Масса приёмника в комплекте с аккумулятором: не более 75г.
Масса передатчика в комплекте с аккумулятором: не более 75г.
Габаритные размеры корпуса передатчика: не более 60x75x25 мм.
Габаритные размеры корпуса приемника: не более 60x75x25 мм.
В комплект поставки входит:
Передатчик 1 шт.
Приёмник 9 шт.
Микрофон 1 шт.
Заушные индукторы 9 шт.
Индукционная петля 9 шт.
Элементы питания - Никель-металл-гидридные аккумуляторы -9 шт.
Зарядное устройство.
Составляющие комплекта обеспечивают:
Приёмник:
Подключение, заушного индуктора, наушников через разъём 3,5 мм.
Включение, выключение и регулировку громкости звукового сигнала.
Включение встроенного микрофона (прослушивание собственной речи).
Индикацию разряда аккумуляторов.
Передатчик:
Подключение микрофона и дополнительных источников звукового сигнала (аудиовход).
Индикацию разряда аккумуляторов.
Зарядное устройство:
Заряд приёмников, размещенных в футляре.
Индикацию процесса заряда.
Заказчик при формировании технической части документации о закупке самостоятельно определяет необходимые технические характеристики товаров, являющиеся предметом торгов, исхода из потребностей. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований к поставляемому товару. Отсутствие конкретных требований в отношении некоторых из комплектующих всего лишь означает отсутствие каких-либо специальных требований заказчика, предъявляемых к данным комплектующим. Характеристики, указанные в аукционной документации, удовлетворяют потребностям заказчика.
3. Пунктом 6.2.7 проекта контракта установлено, что Поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара. Предметом контракта по обжалуемому аукциону является поставка технических средств обучения для оснащения рабочих мест учеников и педагогов. Приобретение оборудования осуществляется за счёт федеральных субсидий в рамках реализации Федеральных целевых программ, направленных на развитие образования. Координирует реализацию целевых программ в сфере образования Министерство образования и науки Российской Федерации. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации. Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, которые закреплены в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. N МД -1552/03, где п. 3.3 определено что: "на поставляемые комплекты оснащения и отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трёх лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки...".
Заказчиком установлено требование об обеспечении в г. Чите сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого товара, что не предполагает наличие сервисного центра, принадлежащего поставщику. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий государственного контракта, в том числе, и привлекая специализированные сервисные центры г. Читы.
Заявитель полагает, что установление требования об обеспечении ремонтных работ и сервисного обслуживания в г. Чите ограничивает количество участников закупки, однако, наличие нескольких заявок на участие в электронном аукционе (0191200000615000520) данное предположение опровергает.
Представители заказчика просят признать жалобу ООО "Техкомплект" необоснованной.
Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и пояснили следующее.
1. В разъяснениях, данных заказчиком, суть описания объекта закупки не изменены, отражены общепринятые единицы измерения, установленные для характеристик закупаемого товара.
2. Объект закупки содержит описание технических и качественных характеристик в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, отсутствует нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанные элементы являются комплектующими закупаемого товара.
3. Документация не содержит требования о наличии сервисного центра участника в городе Чита, "обеспечить" - по словарю С.И. Ожегова "сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым".
Представителя уполномоченного органа считают жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
25 июня 2015 года уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края для нужд заказчика - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений" опубликованы извещение, документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств обучения (реестровый N 0191200000615000520). Начальная (максимальная) цена контракта 1 569 860,00 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2014 N 684 Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края (кроме сферы здравоохранения) за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта и подписания контракта.
Наименование, описание объекта закупки и количество товара указаны в разделе 21 аукционной документации.
Государственным заказчиком на поступившие 3 запроса о разъяснении положений аукционной документации даны разъяснения от 30.06.2015, 01.07.2015.
На участие в аукционе поступило две заявки, обе допущены к участию в аукционе (протокол от 07.07.2015).
На момент рассмотрения жалобы окончен прием заявок участников закупки, на электронной площадке http://www.rts-tender.ru проводится аукцион.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Довод заявителя об изменении ответом на запрос о разъяснении положений документации сути описания объекта закупки признан Комиссией необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Пропускная способность - характеристика памяти, от которой зависит производительность системы. Выражается она как произведение частоты системной шины на объём данных передаваемых за один такт.
Пропускная способность (B) = Частота (f) x разрядность шины памяти (c) x количество каналов (k).
Количественной оценкой эффективной скорости передачи информации по каналу связи (единицей измерения) является Мегабайт в секунду (MB/s).
Рабочее напряжение является одним из стандартных параметров памяти. Единицей измерения является вольт (В), значение которого прописывается на материнской плате.
Таким образом, Комиссия считает, что, указав в разъяснении об измерении пропускной способности в мегабайтах в секунду, а также указав на рабочее напряжение типа памяти, заказчиком не изменена суть документации и указанное не вводит участников закупки в заблуждение.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно части 2 названной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 6 раздела 21 аукционной документации заказчиком описаны требования к комплекту беспроводной звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).
Комиссия не усматривает в названном описании нарушения требований статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание содержит показатели, позволяющие определить соответствие комплекта аппаратуры потребностям заказчика. Закон о контрактной системе не содержит обязанности заказчика по детальному описанию каждой из составляющих комплекта аппаратуры.
3. Комиссия признала необоснованным довод заявителя, что установленное в пункте 6.2.7 проекта контракта требование: "поставщик обязан обеспечивать в г. Чите сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого товара" ограничивает количество участников закупки и является нарушением части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе необоснованным по следующим основаниям.
Сервисное обслуживание - это комплекс мероприятий по обеспечению исправности и работоспособности оборудования при его эксплуатации. Комплекс технического обслуживания и ремонта осуществляется с целью устранения отказов оборудования.
Обеспечивать - это сделать возможным.
Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика исполнитель обязан обеспечить, т.е. сделать возможным, весь комплекс мероприятий по сервисному обслуживанию в г. Чите.
В тоже время, установленное требование, не предполагает наличие сервисного центра в г. Чита. Поставщик вправе использовать любые приемлемые для него возможности для исполнения условий контракта, в том числе и привлекая специалистов к заказчику либо передачу оборудования в специализированные сервисные центры. Названным условием заказчик исключил дополнительное расходование бюджетных средств по транспортировке товара в сервисные центры, что не свидетельствует о об ограничении числа участников закупки и соответствует рекомендациям по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. N МД -1552/03 ("сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки...").
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к обеспечению в г. Чите сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого товара, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ООО "Техкомплект".
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08. 2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техкомплект" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Л.В. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 июля 2015 г. N 156
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2015