Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 июня 2015 г. N 126
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Корчагиной Н.С. специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Проект" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ФКУ Упрдор "Забайкалье" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительному контролю за капитальным ремонтом автомобильной дороги А-350 Чита-Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой км 420+000 - км 430+000 1 этап (автомобильная дорога), в Забайкальском крае (реестровый N 0391100002015000087),
в присутствии представителей заказчика: Еремеева А.Ю. (доверенность от 13.08.2014 N47), Газизовой Е.В. (доверенность от 17.03.2015 N11), Казанцевой М.В. (доверенность от 08.06.2015 N27); представителей заявителя: Кочетовой Е.В. (доверенность от 22.06.2015 б/н), Дюртеева О.В. (доверенность от 22.06.2015 б/н),
УСТАНОВИЛА:
17.06.2015 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Проект" на положения аукционной документации (реестровый N 0391100002015000087).
Из существа жалобы ООО "Проект" следует, что заказчиком неправомерно в аукционной документации установлены требования:
1) к составу второй части заявки (в пункте 3.3. аукционной документации установлены излишние требования), что противоречит части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;
2) отсутствие в проекте государственного контракта положений об ответственности заказчика, что не соответствует части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы представителями заявителя также указано о несоответствии пункта 8.10.2 проекта государственного контракта пункту 3.3. аукционной документации; об отсутствии в проекте государственного контракта окончательного срока выполнения работ (что затрудняет получение банковской гарантии), о неразмещении на официальном сайте в документах закупки проектной документации в полном объеме.
Заявитель считает положения аукционной документации не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, просит выдать предписание об устранении нарушений.
Представители государственного заказчика с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
1. В разделе 5 ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", вступившего в силу с 01.02.2015, установлено требование о наличии у Исполнителя собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность в проведении испытаний в заявленной области деятельности подтверждается или аттестатом аккредитации и (или) аттестатом о подтверждении компетентности приобъектной лаборатории, со всеми приложениями и (или) свидетельством о состоянии измерений в лаборатории с подтверждением компетентности по ГОСТ 17025-2009. При этом выполнение силами собственной лаборатории предусматривается не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний. Перечень требуемых объектов испытаний и определяемых характеристик (видов испытаний) представлен в Приложении N 4 к документации об аукционе.
В соответствие со статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями указанного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. Поэтому участники должны представить копии документов, подтверждающих соответствие средств измерения, приборов и оборудования предъявляемым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: свидетельство о поверке, сертификат или свидетельство о калибровке.
Таким образом, требование о наличии во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ГОСТ 32731-2014 являются установленными не по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного закона.
2) в пунктах 11.1.1. и 11.1.2. раздела 11 проекта государственного контракта предусмотрена ответственность заказчика за неисполнения обязательств по контракту.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика также пояснили, что срок исполнения контракта обусловлен сроком выполнения работ по основному контракту (на строительство дороги) - контракт подрядчиком может быть выполнен ранее установленного срока, соответственно при сдаче объекта строительный контроль будет завершен; в случае просрочки исполнения обязательств по контракту на строительство будут продлены сроки осуществления строительного контроля.
Отсутствие в составе аукционной документации проектной документации заказчиком объяснено отсутствием необходимости у подрядчика в ней, поскольку на официальном сайте размещена ведомость объемов работ (приложение 5 к документации).
Несоответствий в положениях проекта государственного контракта и аукционной документации представителями государственного заказчика не усматривается.
На участие в закупке поступила одна заявка, членами аукционной комиссии не рассмотрена.
Представители заказчика просят признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
26 мая 2015 года заказчиком размещено извещение и аукционная документация на выполнение работ по строительному контролю за капитальным ремонтом автомобильной дороги А-350 Чита-Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой км 420+000 - км 430+000 1 этап (автомобильная дорога), в Забайкальском крае (реестровый N 0391100002015000087).
Начальная (максимальная) цена контракта 11 924 640,00 рублей.
В соответствии с пунктом 3.3. раздела 3 аукционной документации "при выполнении работ необходимо проводить контроль качества работ, материалов, изделий, конструкций, конструктивных элементов в аккредитованной на компетентность и (или) аттестованной для проведения испытаний лаборатории. Исполнитель во второй части заявки представляет документы, подтверждающие соответствие участника требованиям ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля":
- аттестат аккредитации и (или) аттестат о подтверждении компетентности приобъектной лаборатории, со всеми приложениями и (или) свидетельство о состоянии измерений в лаборатории с подтверждением компетентности по ГОСТ 17025-2009 с приложениями (п. 5.1.п.п. 3 ГОСТ 32731-2014). Закрепленная область деятельности должна соответствовать объектам испытаний, т.е. позволять проводить не менее 70% от объема необходимых лабораторных испытаний по всем конструктивам, устраиваемым при капитальном ремонте согласно проектно-сметной документации (приложение N5 к документации). Перечень требуемых объектов испытаний и определяемых характеристик (видов испытаний) представлен в приложении N4 к документации об аукционе в электронной форме;
Примечание: допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном Объекте, при условии, что объем субподряда не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний (п. 5.1.п.п. 5 ГОСТ 32731-2014).
- свидетельства о прохождении поверки, сертификаты калибровки приборов и оборудования.
Расчет требуемого количества лабораторных испытаний, выполняемых собственными силами (70%), и силами субподрядной лабораторией (30%), ведется по количеству видов испытаний в разделах, указанных в приложении N4 к документации.
Несоответствие представленных участником в заявке документов с количеством объектов испытаний и количеством определяемых характеристик (видов испытаний) в каждом из разделов их требуемому количеству (приложение N4 к документации), а также отсутствие документов, подтверждающих компетентность лаборатории в соответствии с ГОСТ 17025-2009, является основанием для отклонения заявки".
В соответствии с пунктом 6.1 проекта государственного контракта "сроки выполнения работ. Начало - с момента заключения контракта. Окончание - 30.11.2015. Сроки выполнения работ по строительному контролю могут корректироваться в зависимости от сроков выполнения СМР Подрядчиком. Корректировка сроков оформляется дополнительным соглашением".
Согласно проекту государственного контракта "11.1.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты пеней. 11.1.2. Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы и начисляется: за нарушение сроков, предусмотренных п. 5.4 Контракта".
На момент рассмотрения жалобы первые части заявок не рассмотрены.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Довод заявителя о несоответствии пункта 8.10.2 проекта государственного контракта пункту 3.3. аукционной документации признан Комиссией необоснованным, поскольку не подтверждается представленными документами - названные условия в документации и проекте государственного контракта соответствуют друг другу.
В остальной части доводы жалобы признаны обоснованными по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 закона документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу названных норм вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из указанного, требования к участнику закупки о предоставлении во второй части заявки документов (аттестат аккредитации и (или) аттестат о подтверждении компетентности приобъектной лаборатории, со всеми приложениями и (или) свидетельство о состоянии измерений в лаборатории с подтверждением компетентности по ГОСТ 17025-2009 с приложениями; свидетельство о прохождении поверки, сертификаты калибровки приборов и оборудования) правомерны лишь в случае установления данных требований к лицам Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также подзаконными нормативными правовыми актами - указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и т.п.).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.09.2014 N1199-ст) приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.09.2014 N1199-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2015 года, опубликован в издании Стандартинформ, 2014 г.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
О добровольном применении национальных стандартов также указано в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 N1146-ст).
Таким образом, поскольку приведенный в документации ГОСТ 32731-2014 не относится к законодательству Российской Федерации, в настоящее время не является правовым актом и необязателен к применению, требование аукционной документации о предоставлении во второй части заявки вышеуказанных документов не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заказчика об установлении требований к наличию во второй части заявки свидетельства о поверке, сертификате или свидетельстве о калибровке в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" также является необоснованным, поскольку названным законом установлены требования к средствам измерений (к товару), а не к лицам, осуществляющим выполнение работ и оказание услуг (участникам закупок). Указанные требования не допустимы в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта в силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе могут быть установлены Правительством Российской Федерации. На момент рассмотрения жалобы такие дополнительные требования для закупок работ по строительному контролю за капитальным ремонтом автомобильных дорог не установлены.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Таким образом, государственный контракт в обязательном порядке содержит условия об ответственности заказчика с указанием размеров пеней и штрафов.
Поскольку в силу части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, путем внесения цены и конкретных показателей в проект контракта, названные условия об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств, должны содержаться в проекте контракта аукционной документации.
В нарушение части 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проект государственного контракта не содержит условий об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств с указанием размера штрафа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063.
3. Довод заявителя о необходимости размещения на официальном сайте проектной документации в полном объеме признан Комиссией обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Из названных актов не усматривается, что достаточным для выполнения строительного контроля является часть проектной документации - ведомость объема работ.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком в целях объективного описания объекта закупки должна быть размещена проектная документация на соответствие требованиям которой исполнителем будет осуществляться строительный контроль за капитальным ремонтом автомобильной дороги. Отсутствие в аукционной документации проектной документации в полном объеме не соответствует правилам описания объекта закупки, не носит объективный характер, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Закрытый перечень случаев, при которых допустимо изменение существенных условий контракта при его исполнении установлен в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Указанной нормой не предусмотрена возможность изменения срока выполнения работ в зависимости от выполнения условий иных контрактов. Таким образом, довод заявителя о несоответствии требованиям законодательства о контрактной системе условия пункта 6.1. проекта контракта в части возможной корректировки сроков исполнения контракта признан Комиссией обоснованным.
Поскольку установленные нарушения влияют на определение поставщика, в соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдается предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Проект" обоснованной частично.
2. Признать государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Забайкалье" нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64, части 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в срок до 01.07.2015.
4. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 02.07.2015.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: О.А. Осипова
Н.С. Корчагина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 июня 2015 г. N 126
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015