Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 1 июля 2015 г. N 139
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского края, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта этого же отдела, Макаровой С.П., ведущего специалиста-эксперта,
рассмотрев поступившую жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами конкурсной комиссии заказчика - Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита при проведении открытого конкурса на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении (реестровый N 0191300015615000032),
в присутствии членов конкурсной комиссии Спивачука А.Г., Ожегова А.А.,
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
25 июня 2015 года в Забайкальское УФАС России поступила жалоба САО "ВСК". Из сути жалобы следует, что членами конкурсной комиссии неправомерно допущены заявки ООО "Росгосстрах" и ОАО "АльфаСтрахование", которыми в заявках неверно применен понижающий коэффициент (К3) для расчета страховой премии по указанному в документации объекту.
Заявитель полагает, что данный факт нарушает принципы добросовестной конкуренции, поскольку создана возможность недобросовестных действий со стороны поставщиков, которые ввиду применения неверных расчетов определены победителем закупки.
Заявитель просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе - об отмене составленных протоколов и пересмотре заявок.
Члены конкурсной комиссии считают доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Комиссия при рассмотрении и оценке заявок руководствовалась разделом 8 конкурсной документации. Конкурсная документация не содержит обязанности членам комиссии проводить расчет понижающего коэффициента, не содержит порядка такого расчета и ссылок на нормативные акты, устанавливающие порядок такого расчета. В связи с этим, членам комиссии не представляется возможным определить минимально возможную цену контракта и недобросовестность участников, предложивших цену, не соответствующую порядкам расчетов, не представлялось возможным.
Присутствующие на заседании члены комиссии просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
21 мая 2015 заказчик разместил на официальном сайте извещение о проведении конкурса на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении, одновременно размещена конкурсная документация и проект контракта.
Начальная цена контракта 500 000,00 рублей.
11.06.2015 комиссией проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, поступило 7 заявок, из которых 2 отклонены (протокол от 11.06.2015).
15.06.2015 проведено рассмотрение и оценка заявок, победителем определено ООО "Росгосстрах" (протокол от 15.06.2015).
На момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения членов конкурсной комиссии муниципального заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе установлены в части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 51 заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Указанные положения отражены в пунктах 8.2-8.3.1 конкурсной документации.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе конкурсная комиссия оценивает заявки на соответствии требованиям конкурсной документации, при этом не предусмотрено осуществление каких-либо расчетов, в том числе и перерасчет предложений участников закупки на их соответствие правилам применения страховых тарифов.
Таким образом, поскольку конкурсной комиссией не производится перерасчет предложений участников закупки на их соответствие правилам применения страховых тарифов, довод заявителя о неправомерном признании победителем конкурса ООО "Росгосстрах" признан необоснованным. Комиссия не усматривает в действия членов конкурсной комиссии заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что участниками закупки (страховщиками) расчеты страховой премии должны осуществляться добросовестно. В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
В соответствии с пунктом 8.1 информационной карты конкурсной документации цена контракта является критерием оценки заявок (60%).
Участникам закупки по цене комиссией присвоены баллы следующим образом:
N п/п |
Участник закупки |
Предложение участника |
Присвоенный балл по критерию "Цена контракта" |
1 |
ООО "Росгосстрах" |
325000,00 |
60 |
2 |
ОАО "Альфа Страхование" |
350000,00 |
55,7 |
3 |
Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" |
425000,00 |
45,9 |
4 |
САО "ВСК" |
425000,00 |
45,9 |
5 |
ОАО Согаз" |
425000,00 |
45,9 |
Таким образом, обществами "Росгосстрах" и "Альфа Страхование", предложившими цену ниже 425000,00 рублей, получен больший балл по критерию цены, что по результатам определения поставщика позволило стать ООО "Росгострах" победителем конкурса.
Исходя из доводов заявителя, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа на значение коэффициентов к базовым ставкам страховых тарифов, в том числе коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта (раздел IV "Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии" страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 01.10.2011 N 808).
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", при расчете страховой премии по договору обязательного страхования, страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдений требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Расчет понижающего коэффициента по уровню безопасности объекта осуществляется страховщиком исходя из сведений, предоставленных страхователем в соответствии с пунктом 4.1 Правил профессиональной деятельности "Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - ППД), утвержденными Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО).
В данном случае уровень безопасности опасного объекта должен определяться на основании документов и сведений, представляемых владельцем гидротехнического сооружения в составе конкурсной документации.
Согласно разделу 3.1 конкурсной документации - уровень безопасности гидротехнического сооружения на основании декларации безопасности определен как "пониженный", что соответствует значению понижающего коэффициента (КЗ) - 0,85.
Таким образом, по расчету заявителя, цена контракта должна быть установлена в размере 425000,00 рублей.
Учитывая изложенное, у добросовестного страховщика отсутствует возможность применить иной понижающий коэффициент (КЗ) для расчета страховой премии по указанному в документации объекту, а ООО "Росгосстрах" и ОАО "АльфаСтрахование" нарушили ППД, утвержденные НССО, и пункт 11 статьи 7 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Поскольку при рассмотрении жалобы в действиях участников закупки - ООО Росгосстрах" и ОАО "Альфа Страхование" усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым передать материалы жалобы в отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Страхового акционерного общества "ВСК"" необоснованной.
2. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства - части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
С.П. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 1 июля 2015 г. N 139
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2015