Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июня 2015 г. N 327-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Гражданина на положения котировочной документации на поставку медицинских дрелей (извещение N 0369300019215000197) в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", действующего на основании доверенности от 10.01.2015 года;
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", действующего на основании доверенности от 12.01.2015 года,
в отсутствие гражданина и/или его представителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Гражданина на положения котировочной документации на поставку медицинских дрелей (извещение N 0369300019215000197) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее - заказчик) 19.05.2015 года объявило о проведении запроса котировок на поставку медицинских дрелей путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300019215000197 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 420 333 рубля 34 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 29.05.2015 в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку медицинских дрелей по итогам проведения закупки, не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что из описания объекта закупки невозможно определить требования заказчика к необходимому к поставке товару.
Так, по мнению заявителя, заказчиком не указана комплектация товара, а именно в пунктах 8, 10, 11 установлены характеристики к зарядным устройствам, но не содержится информация о необходимости поставки данного товара в комплекте, а в случае наличия такой необходимости требования заказчика к количеству зарядных устройств.
Пункт 26 технического задания, по мнению заявителя, содержит неоднозначные характеристики габаритных размеров медицинской дрели. Так, в техническом задании отсутствует указание на единицу измерения длины, высоты и ширины требуемого медицинского изделия. Более того, установление в документации конкретных размеров дрели является необоснованным и не позволяет участникам предложить соответствующий потребности заказчика товар иных размеров.
Также заявитель считает, что из пункта 27 технического задания невозможно определить какие требования установлены к длине, какие к ширине, к высоте. Кроме того, по мнению заявителя, данная позиция в нарушение законодательства о контрактной системе указывает на конкретные габаритные размеры товара. Вместе с тем, отсутствие в документации сведений о комплектации товара не позволяет определить потребность заказчика: либо заказчик отдельно осуществляет закупку контейнера для стерилизации либо данный контейнер поставляется участником в комплекте с оборудованием.
Кроме того, заявителем обжалован пункт 5 технического задания, поскольку, по его мнению, показатель "среднее время зарядки аккумулятора не более, мин" не позволяет определить соответствие товара, имеющегося у участника, потребностям заказчика.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Описание объекта закупки соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Зарядное устройство должно поставляться в комплекте с оборудованием. Данный вывод следует из требований пункта 11 технического задания. Аналогичная ситуация обстоит и с контейнером, поскольку требования к контейнеру установлены, он должен быть поставлен в комплекте с оборудованием. Размеры контейнера обусловлены размерами стерилизатора и самой дрели. Установленные в техническом задании размеры контейнера относятся непосредственно к длине, ширине и высоте изделия. Относительно габаритных размеров оборудования представитель заказчика пояснил, что данные размеры указаны в мм.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Описание объекта закупки, установленное заказчиком, содержится в приложении N2 к извещению о проведении запроса котировок (далее - Техническое задание).
Техническое задание в своем составе содержит таблицу со следующими столбцами: N п/п, функциональные и технические характеристики, требуемое значение параметра/наличие функции.
Согласно пункту 5 таблицы среднее время зарядки аккумулятора должно составлять не более 90 минут.
Вместе с тем, само понятие "среднее время зарядки" указывает непостоянство данной характеристики. Так время зарядки аккумулятора может зависть от разреженности аппарата, от напряжения в сети и других факторов. Данный вывод подтвержден в том числе пояснениями заказчика. При этом ни из описания объекта закупки, ни из пояснений представителей заказчика невозможно определить, что предусматривает понятие "среднее время зарядки".
Отсутствие данной информации не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к необходимому к поставке товару, а также не позволяет участникам надлежащим образом сформировать заявку на участие в запросе котировок. Так, из формы котировочной заявки следует, что участник должен предоставить конкретные показатели, предлагаемого к поставке товара. Следовательно, показатель "среднее время зарядки аккумулятора" также должен быть конкретизирован в соответствии с техническими характеристиками, предлагаемого оборудования. Вместе с тем, как отмечалось ранее, время зарядки аккумулятора зависит от многих факторов. В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что данный показатель виде конкретного числового значения не может быть представлен в составе заявки.
Кроме того, в пункте 27 технического задания не конкретизировано требование к размерам контейнера, а именно невозможно установить к длине, к ширине, к высоте относятся те или иные требования заказчика.
Вместе с тем, отсутствие в пункте 26 технического задания указания на единицу измерения длины, высоты, ширины требуемого медицинского изделия не позволяет участнику надлежащим образом оформить заявку и предложить товар, по характеристикам соответствующий потребности заказчика. Как следует из пояснений представителей заказчика, исходя из информации, содержащейся в техническом задании, можно сделать вывод о том, что габаритные размеры изделия должны быть указаны в миллиметрах. Однако в силу закона обязанность формирования аукционной документации, установления требований к содержанию и составу заявке, к участникам закупки возложена на заказчика. Участники, изучив предложение заказчика и ознакомившись с положениями документации, лишь выражают согласие на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, указывают характеристики товара, работы, услуги в соответствии с показателями, установленными заказчиком в документации о закупке.
Также заявитель в своей жалобе указал, что из описания объекта закупки невозможно определить комплектацию необходимого к поставке товара, в частности установлено ли требование о поставке зарядного устройства и контейнера в комплекте с оборудованием, и если установлено, то в каком количестве. Вместе с тем, данный довод не принимается Комиссией во внимание, поскольку техническое задание указывает на необходимое заказчику зарядное устройство и контейнер для стерилизации, устанавливает требования к такому товару.
Исходя из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки содержит требования о необходимом к поставке товаре.
Следовательно, при наличии в описании объекта закупки указания на зарядное устройство, контейнер для стерилизации данный товар должен быть поставлен наряду с иным оборудованием, указанным заказчиком. При этом слова "контейнер", "зарядное устройство" использованы заказчиком в единственном числе, что указывает на поставку одного зарядного устройства и одного контейнера.
Заявителем в составе жалобы указано, что заказчиком в пунктах 26, 27 технического задания установлены точные (конкретные) габаритные размеры, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем, заявителем факт ограничения количества участников путем установления указанных требований к товару не доказан.
В свою очередь в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Кроме того, из пояснений заказчика следует, что размеры контейнера обусловлены размерами стерилизатора и самой дрели.
Таким образом, довод относительно неправомерного установления требований к габаритам не обоснован ввиду недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы Гражданина на положения котировочной документации на поставку медицинских дрелей (извещение N 0369300019215000197) обоснованными в части установления требований к среднему времени зарядки аккумулятора, а также в части отсутствия информации относительно длины, ширины высоты контейнера для стерилизации, единицы измерения габаритных размеров изделия.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июня 2015 г. N 327-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2015