Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июня 2015 г. N 347-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ПромОптТорг" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия единой комиссии при проведении запроса предложений на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и прилегающих территорий элементов благоустройства и отдельных строительных конструкций автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ расположенных в Челябинской области (извещение N 0369100000215000016) (далее-Запрос предложений), в присутствии:
представителей Филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Челябинске (далее - Заказчик, Уральский филиал ФГКУ "Росграстрой"), действующих на основании доверенностей от 12.01.2015 NN 1/2015, 2/2015;
представителей членов единой комиссии, действующих на основании доверенностей от 01.06.2016;
представителя ООО "ПромОптТорг", действующего на основании доверенности от 13.04.2015;
представителя ООО "РСТК - Логистика", действующего на основании доверенности от 10.06.2015 N 26,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 04.06.2015 поступила жалоба ООО "ПромОптТорг" на действия единой комиссии при проведении рассматриваемого Запроса предложений, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 25.05.2015 извещения о проведении Запроса предложений.
Начальная (максимальная) цена контракта- 2 894 713 рублей 53 копейки.
По состоянию на 11.06.2015 контракт по результатам Запроса предложений не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что единой комиссией неправомерно ООО "РСТК - Логистика" признано Победителем Запроса предложений, итоговый протокол от 02.06.2015 не содержит сведений о порядке оценки предложений по не стоимостному критерию оценки.
По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений установлены порядок оценки заявок, величины значимости критериев оценки окончательных предложений не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Представители Заказчика, членов единой комиссии на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. N 1079/УФ от 10.06.2015), а также пояснили, что действия единой комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, по результатам оценки окончательных предложений Победителем признан участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, по не стоимостному критерию оценки предложений комиссия выставила одинаковое количество баллов всем участникам закупки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ПромОптТорг", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении Запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определяет, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В нарушение пункта 2 части 4 статьи 83, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Запроса предложения не указаны требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-,5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 5.2 документации о проведении Запроса предложений, пунктом 12 Информационной карты запроса предложений.
2. В нарушение пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 14 Информационной карты запроса предложений установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений документов, подтверждающих право участника на получение преимущества, тогда как преимущества, регламентированные частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении о проведении Запроса предложений и документации о закупке не предусмотрены.
3. Пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе определено, что документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Из содержания части 2 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе величины значимости критериев.
Приложением N 1 к Информационной карте Запроса предложений содержит установленные Заказчиком критерии оценки предложений (цена контракта и качество услуг), порядок оценки предложений.
В Таблице 1 указанного приложения указаны показатели, раскрывающие критерий оценки "Качество услуг".
3.1. По показателю 1 оценке подлежит предложение по порядку оказания услуг с указанием объемов услуг, со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при оказании услуг.
Оценка по данному показателю производится путем сравнения условий исполнения контракта, предложенных в заявках, окончательных предложениях на соответствие требованиям Технического задания, и выявления лучших предложений, включающих технологическую карту (модель) процесса оказания услуг, организационные решения и методы оказания услуг на предмет их адекватности ожидаемым результатам и выставления каждым членом комиссии баллов по шкале от 0 до 40 баллов.
Из порядка оценки предложений, установленного по показателю 1 критерия оценки предложений "Качество услуг", в нарушение пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе невозможно определить порядок присвоения членами комиссии баллов (за какое количество ГОСТ, норм и правил присваивается 5,10,25 и т.д. баллов, каким образом необходимо указать порядок оказания услуг (при условии, что такой порядок уже определен Заказчиком в Техническом задании), что Заказчиком понимается под понятием "адекватность ожидаемым результатам".
3.2. По показателям 2 и 3 критерия оценки предложений "Качество услуг" оценке подлежат порядок применения трудовых ресурсов, специализированных средств и оборудования и предложение по контролю качества производства услуг, включая требования по охране труда, охране окружающей среды, технике безопасности с присвоением баллов по каждому из показателей по шкале от 0 до 30 баллов.
Анализ и оценка предложений осуществляется комиссией на предмет их адекватности ожидаемым результатам, эффективности и обоснованности.
Из порядка оценки предложений, установленного по показателям 2 и 3 критерия оценки предложений "Качество услуг", в нарушение пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе невозможно определить порядок присвоения членами комиссии баллов по шкале и что Заказчиком понимается под понятиями "адекватность ожидаемым результатам", "эффективность", "обоснованность".
Указанные в пунктах 1,2,3 Таблицы 1 Приложения N 1 к Информационной карте запроса предложений показатели критерия оценки предложений "Качество услуг" носят субъективный характер, не содержат прозрачного порядка оценки предложений.
4. Частью 8 статьи 83 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа.
Пунктами 9.1 и 9.3 документации о проведении Запроса предложений установлено, что участник запроса предложений подает заявку на участие в запросе предложений, окончательное предложение в соответствии с требованиями, изложенными в документации, в срок и по форме, указанным в Информационной карте запроса предложений.
При этом заявка на участие в запросе предложений, окончательное предложение, которые представляет участник запроса предложений в соответствии с настоящей документацией, должны:
- быть подготовлены по формам, приложенным к настоящей документации;
- содержать сведения и документы, указанные в Информационной карте запроса предложений.
Согласно пункту 14 Информационной карты Запроса предложений заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются (часть 10 статьи 83 Закона о контрактной системе).
Решением единой комиссии, отраженным в протоколе проведения Запроса предложений от 01.06.2015, заявка на участие в Запросе предложений ООО "ПромОптТорг" рассмотрена и оценена.
Вместе с тем, антимонопольный орган, рассмотрев заявку указанного участника закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в Запросе предложений, установленные пунктами 9.1, 9.3 документации о закупке, пунктом 14 Информационной карты Запроса предложений, протокол проведения Запроса предложений от 01.06.2015, приходит к выводу о нарушении единой комиссией части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе, поскольку ООО "ПромОптТорг" в составе заявки представлена копия платежного поручения N 15521 от 29.05.2015, не заверенная банком - филиалом "Уральский" ОАО "ПЕРВОБАНК" (г. Екатеринбург), не соответствующая требованиям документации о проведении Запроса предложений.
5. Согласно части 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
При этом под условиями исполнения контракта понимается не только цена контракта, но и предложение участника закупки относительно объекта закупки (предмета контракта).
В нарушение части 11 статьи 83 Закона о контрактной системе единой комиссией 01.06.2015 не оглашались условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке ООО "ПромОптТорг", признанной лучшей.
Кроме того, в нарушение части 11 статьи 83 Закона о контрактной системе протокол проведения запроса предложений не содержит заявки участников закупки.
6. В силу части 13 статьи 83 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
В нарушение части 13 статьи 83 Закона о контрактной системе размещенная в единой информационной системе 01.06.2015 выписка из протокола проведения Запроса предложений не содержала условий исполнения контракта, содержащихся в заявке ООО "ПромОптТорг".
7. Согласно части 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.
В соответствии с итоговым протоколом от 02.06.2015 Победителем Запроса предложений признано ООО "РСТК-Логистика" с ценой предложения 2 822 345 рублей 69 копеек, второй номер присвоен ООО "ПромОптТорг" с ценой предложения 2 836 619 рублей 26 копеек.
По критерию оценки заявок на участие в Запросе предложения участникам закупки решением единой комиссии присвоено одинаковое количество баллов.
Вместе с тем, действия единой комиссии не соответствуют части 16 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9.3 документации о закупке, пунктом 14 Информационной карты Запроса предложений установлено требование к оформлению, содержанию и составу окончательного предложения (форма N 2), которое должно содержать Приложения NN 1,2, отражающие предложение участника закупки относительно условий исполнения контракта (по показателям 1,2,3 критерия оценки предложений "Качество услуг").
Вместе с тем, окончательное предложение ООО "РСТК-Логистика" указанных сведений не содержало, а, следовательно, единая комиссия в нарушение порядка оценки заявок, установленного Приложением N 1 к Информационной карте Запроса предложений, неправомерно присвоила участнику закупки баллы по критерию "Качество услуг".
Доводы представителя Заказчика относительно того, что Формой 2 "Окончательное предложение" допускается отсутствие сведений, предоставляемых в Приложениях NN 1,2 к данной форме в соответствии с примечаниями (***), не принимается антимонопольным органом во внимание, как несоответствующий положениям документации о закупке.
Действительно, Форма 2 "Окончательное предложение" содержит примечание (***), согласно которому в случае если участник не изменяет свое предложение в отношении какого-либо показателя, то ему необходимо указать о том, что Заказчиком могут быть использованы сведения, представленные непосредственно в заявке.
Заявка ООО "РСТК-Логистика" указанных сведений не содержала.
В нарушение части 16 статьи 83 Закона о контрактной системе итоговый протокол от 02.06.2015 не содержит все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений (только предложенную цену контракта).
В нарушение части 16 статьи 83 Закона о контрактной системе 02.06.2015 Заказчиком не размещен в единой информационной системе протокол проведения Запроса предложений.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ПромОптТорг" на действия единой комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 4, пунктов 3,7 части 6, части 16 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии нарушения частей 10,11,13,16 статьи 83 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, единой комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июня 2015 г. N 347-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2015