Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 июля 2015 г. N 428-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ЗАО "М-Центр" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку "Препаратов Фосфолипиды+Поливитамины. Фосфолипиды" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2015 года (извещение N 0369300195715000229) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя ЗАО "М-Центр", действующего на основании доверенности от 01.07.2015;
представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 2" (далее - ГБУЗ ОКБ N 2, Организатор совместных торгов),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 08.07.2015 поступила жалоба ЗАО "М-Центр" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного заказчиками совместных торгов и организатором совместных торгов путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 16.06.2015 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Заказчиками совместных торгов выступили Бюджетное муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Магнитская городская больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 2", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансер N 4", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Еткуль", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический кожно-венерологический диспансер", Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Городская больница N 1" Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Горбольница N2" Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение Пластская центральная городская больница, Муниципальное бюджетное медицинское учреждение "Амбулатория Троицкого муниципального района", Муниципальное бюджетное учреждение "Городская больница N 1 имени Г.К. Маврицкого", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кунашакская центральная районная больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница г. Троицка и Троицкого района", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Аргаяшская центральная районная больница, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая поликлиника N5,
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская поликлиника N 9,
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая больница N 8, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница N1, Муниципальное учреждение "Кизильская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Каслинская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения Верхнеуральская центральная районная больница, Муниципальное учреждение здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N3" города Магнитогорска, Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница г. Коркино", Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6 г. Магнитогорска", Муниципальное учреждение здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница г. Коркино", Муниципальное учреждение здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница", Муниципальное учреждение здравоохранения Агаповская центральная районная больница администрации Агаповского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта- 498 762 рубля 12 копеек.
По состоянию на 14.07.2015 контракты по результатам Аукциона не заключены.
Согласно доводам жалобы Заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии по отклонению заявки по причине непредставления регистрационного удостоверения на лекарственный препарат Эссливер Форте, производство которого осуществляется в России.
По мнению Заявителя жалобы, производителем препарата "Эссливер Форте" выступает ОАО "Нижегородский химико-фармацевтический завод" (Россия).
Представитель Организатора совместных торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, пояснил, что действия аукционной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку Участник закупки в первой части заявки предложит к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Эссливер Форте" и страной происхождения Россия, а во второй части заявки представил регистрационное удостоверение от 11.03.2010, согласно которому производителем является Наброс Фарма Пвт Лтд (Индия).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ЗАО "М-Центр", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Пунктом 18 Информационной карты документации об Аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать:
"1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2.1) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно:
- копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (если участник закупки является организацией оптовой торговли лекарственными средствами)
или
- копия действующей лицензии на производство лекарственных средств, с приложением лекарственных форм, разрешенных для производства (если участник закупки является производителем лекарственных средств).
2.2) декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3-5,7,9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- копия регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации);
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов:
- декларация страны происхождения товара в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155)".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 29.06.2015 на участие в Аукционе поступило две заявки, оба участника закупки допущены к участию в Аукционе.
Из протокола подведения итогов Аукциона от 03.07.2015 следует, что заявка ЗАО "М-Центр" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим причинам: "В составе второй части заявки на участие в аукционе участником аукциона представлено регистрационное удостоверение номер ПN016187/01 от 11.03.2010 лекарственного средства Эссливер форме, страна производства - производитель Индия, тогда как в составе первых частей заявок участником предложен к лекарственных препарат с торговым наименованием Эссливер форте Россия. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об общих условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": участники в своих заявках на участие в аукционе указывают (декларируют) страну происхождения поставляемого товара. Нарушены требования разделов 18,19 Информационной карты документации об Аукционе. Основание решения: пункт 6.1 части 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ".
В части 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) под страной происхождения товаров понимается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
ЗАО "М-Центр" в первой части заявки на участие в Аукционе предложило к поставке лекарственные препараты Эссенциальные фосфолипиды (страна происхождения товара - Россия) и Эссливер Форме (страна происхождения товара - Россия).
Указанным участником закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе представлено регистрационное удостоверение N ЛП-000605 от 21.09.2011 на лекарственный препарат Эссенциальные фосфолипиды, производитель (все стадии производства) ФКП "Армавирская биофабрика", Россия, и регистрационное удостоверение П N 016187/01 от 11.03.2010 на лекарственный препарат Эссливер R форте, производитель Наброс Фарма Пвт Лтд (Индия).
Таким образом, представленное ЗАО "М-Центр" во второй части заявки регистрационное удостоверение П N 016187/01 от 11.03.2010 на лекарственный препарат Эссливер R форте опровергает сведения о стране происхождении товара, указанные в первой части заявки, поскольку страной происхождения товара является Индия, а не Россия.
Следовательно, действия аукционной комиссии соответствуют требованиям частей 1,2,6 статьи 69 Закона о контрактной системе, пунктам 18, 19 Информационной карты документации об Аукционе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Организатора совместных торгов и Заказчиков совместных торгов выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Данные условия проведения совместных конкурсов или аукционов продублированы и пункте 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088.
Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой группы товаров, но и их свойства, характеристики и иная информация о необходимом к поставке товаре.
В соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте объектом закупки являются следующие лекарственные препараты:
1 позиция: "МНН (состав) Фосфолипиды. Описание: раствор для внутривенного введения 250 мг 5 мл N 5. Единица измерения уп. Количество 120".
2 позиция: "МНН (состав) Фосфолипиды+Поливитамины. Описание: капсулы N 50. Единица измерения уп. Количество 1044".
Исходя из Соглашения о проведении совместного аукциона N 205/II/2015 от 22.05.2015 (далее - Соглашение), заказчиками закупки выступили 33 учреждения здравоохранения Челябинской области, которые приобретают 1164 ед. лекарственных препаратов на сумму 498762.12 рублей.
При этом, согласно пункту 1.4 Соглашения, не всем 33 учреждениям здравоохранения требуются оба лекарственных препарата.
Так, например, лекарственный препарат с МНН Фосфолипиды (первая позиция) требуется только в МУЗ Агаповскую ЦРБ, МУЗ "Саткинская ЦРБ", МБУЗ ГКП N 5, МБУЗ Ордена Трудового Знамени ГКБ N 1.
Обе позиции лекарственных препаратов входят в потребность МБУЗ Аргаяшской ЦРБ, МУЗ Верхнеуральской ЦРБ, МБЛПУ "ГБ N 1" Еманжелинского муниципального района, МУ "Кизильская ЦРБ".
В остальные учреждения здравоохранения необходимо поставить лекарственный препарат с МНН Фосфолипиды+Поливитамины.
Вместе с тем, отсутствие потребности в приобретении одних и тех же товаров у иных заказчиков означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона на различные объекты закупки.
3. Согласно извещению о проведении закупки сроки поставки товара определены в пункте 5 аукционной документации.
Пунктом 5 Информационной карты документации о закупке, а также пунктом 3.1 проектов контрактов определено следующее.
Общий срок поставки Товара составляет: с момента заключения Контракта до 20 декабря 2015 года. Поставка Товара осуществляется тремя отдельными партиями в количестве не менее 25 % товара, указанного в Спецификации к контракту, в каждой партии товара. Поставка первой партии товара осуществляется не позднее 30 (тридцати) дней с момента заключения контракта. Поставка второй и третьей партии товара осуществляется с равной периодичностью после истечения срока поставки первой партии Товара до окончания общего срока поставки товара.
Между тем, по отдельным контрактам, из 33 планируемых к заключению заказчиками, выполнение такого условия не представляется возможным.
Так, например, МУЗ Агаповской ЦРБ, МБУЗ "Нязепетровская ЦРБ", ГБУЗ "ОКБ N 2" требуется 5 упаковок товара, МБЛПУ Пластской ЦГБ 2 упаковки, МУЗ "ДГБ г. Коркино" 4 упаковки, БММЛПУЗ "Магнитская городская больница" 7 упаковок, МБЛПУ "ГБ N 1" Еманжелинского муниципального района Челябинской области по 5 упаковок по каждой позиции.
Поставить 2,4,5,7 упаковок лекарственных препаратов тремя отдельными партиями не менее 25 % товара в каждой объективно невозможно без нарушения целостности упаковки товара (пачки).
Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 3.10 проектов контрактов товар должен быть поставлен в упаковке и таре, обеспечивающей сохранность товара.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 2 статьи 25 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе и соглашении о проведении совместных торгов не определены однозначные требования относительно условий поставки.
3. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пункт 3.13 проектов контрактов указывает, что поставляемый товар должен сопровождаться товарно-сопроводительной документацией: товарной/товарно-транспортной накладной, счетом/счетом-фактурой, документами, подтверждающими качество товара: сертификатом качества либо декларацией о соответствии, паспортом завода-изготовителя, регистрационным удостоверением.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Согласно части 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень).
Следовательно, на момент поставки товара поставщик либо сможет предоставить декларацию о соответствии, либо сертификат соответствия, либо не сможет предоставить ни тот, ни другой документ (в случае, если товар не подлежит обязательной сертификации и подтверждению в форме принятия декларации). При этом на этапе формирования проектов контрактов заказчики имеют возможность достоверно определить, требуется на товар декларация, сертификат, или же не требуется ни один из указанных документов.
Лекарственные средства, зарегистрированные в установленном порядке и внесенные в государственный реестр, состоящие из смешанных и несмешанных продуктов для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в упаковки для розничной продажи входят в группу 9300 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения", включенную в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлено требование о предоставлении на лекарственные средства паспорта завода изготовителя. Более того, данный паспорт в силу законодательства Российской Федерации не является документом, подтверждающим качество товара.
Неоднозначные условия исполнения контракта могут привести к возникновению спорных ситуаций между сторонами и наложению санкций за неисполнение поставщиком обязательств по контракту, в том числе в части непредставления какого-либо документа.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 4.1 проектов контрактов, планируемых к заключению заказчиками по итогам проведения аукциона, срок годности Товара устанавливается в пределах срока годности, указанного производителем на упаковке Товара. Остаточный срок годности лекарственных средств на момент поставки на Центральный распределительный склад должен составлять не менее 14 месяцев от срока годности, установленного производителем (при сроке годности более 12 месяцев); остаточный срок годности лекарственных средств на момент поставки на Центральный распределительный склад должен составлять не менее 7 месяцев от срока годности, установленного производителем (при сроке годности 12 месяцев).
Указанная формулировка не позволяет сделать вывод о потребности заказчика относительно остаточного срока годности товара, необходимого заказчику, поскольку срок годности товара у производителей может быть различным (2 года, 3 года, 5 лет), и остаточный срок годности не может быть обусловлен сроком годности, установленным производителем.
Соответственно в документации безосновательно указано на необходимость исчисления остаточного срока годности от срока годности, установленного производителем, что свидетельствует о нарушении при организации торгов пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ЗАО "М-Центр" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. Признать в действиях заказчиков совместных торгов и организатора совместных торгов нарушения части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 2 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчикам совместных торгов, Организатору совместных торгов, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 июля 2015 г. N 428-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2015