Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2015 г. N 350,364-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Воронковой Д.А.
Субботиной А.С.
Кокшаровой И.О.
|
-
-
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
рассмотрев жалобы ООО "Компания Гранд", ЗАО "Уралмостострой" в присутствии:
- представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, действующего на основании доверенности от 09.04.2015, личность удостоверена на основании паспорта;
- представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, действующего на основании доверенности от 09.04.2015, личность удостоверена на основании паспорта;
- представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, действующего на основании служебного удостоверения;
- представителя ООО "Компания Гранд", действующего на основании доверенности от 10.06.2015,
- представителя ЗАО "Уралмостострой", действующего на основании доверенности N 126 от 15.06.2015,
- представителя ЗАО "Уралмостострой", действующего на основании доверенности N 128 от 15.06.2015,
- представителя ЗАО "Уралмостострой", действующего на основании доверенности N 129 от 15.06.2015,
- представителя ЗАО "Уралмостострой", действующего на основании доверенности 127 от 15.06.2015,
- представителя ОГУП "Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований", действующего на основании служебного удостоверения,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.06.2015 поступила жалоба ООО "Компания Гранд" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Шатрово - Кораблево (извещение N 0169200003615000057) (далее - аукцион).
В Челябинское УФАС Росси 10.06.2015 поступила жалоба ЗАО "Уралмостострой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Шатрово - Кораблево (извещение N 0169200003615000057).
Согласно представленным документам 19.05.2015 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 710 050,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.06.2015 08:30.
На момент рассмотрения жалоб ООО "Компания Гранд", ЗАО "Уралмостострой" контракт не заключен.
Представитель ООО "Компания Гранд" на заседании комиссии поддержал доводы жалобы и указал на то, что заказчиком внесены изменения в документацию об аукционе по истечении регламентированного законом срока, что противоречит части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчик указал, что в документацию о закупке внесены изменения на следующий день после опубликования процедуры закупки с продлением срока подачи заявки не менее чем на семь дней с момента опубликования таких изменений, что соответствует законодательству о контрактной системе.
Представители ЗАО "Уралмостострой" на заседании комиссии пояснили, что обществом в заявке указана максимальная величина наибольшего размера минеральных зерен" - 20 мм и до 40 мм, что соответствует как требованиям документации об аукционе, так ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".
Кроме того, заявитель указывает, что исходя из ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" следует, что при проведении лабораторных испытаний наибольший номинальный размер зерен составляет 20 и 40 мм, что позволяет сделать вывод, что максимальным размером зерен является величина 20 и 40 мм соответственно.
Представители заказчика указали, что Комиссия руководствовалась требованиями документации об аукционе, которая из буквального толкования максимальных характеристик зерен "до 20" и "до 40" исключает показатели 20 мм и 40 мм.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней
Согласно документации об аукционе и извещению о проведении закупки, представленных заказчиком, первоначально документация о закупке опубликована 19.05.2015 со сроком окончания подачи заявок - 04.06.2015, тогда как 20.05.2015 заказчиком внесены изменения в документацию и извещение, опубликованные на официальном сайте, что соответствует положениям части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о внесении изменений в документацию об аукционе позже двухдневного срока до окончания подачи заявок, ООО "Компания Гранд" не представлено.
2. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласия, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 05.06.2015 (далее - протокол) аукционной комиссией рассмотрено 5 заявок из них 2 отклонено.
Заявка ЗАО "Уралмостострой" (порядковый номер заявки N 3) и заявка с порядковым номером N2 отклонены ввиду несоответствия заявок требованиям, установленным документацией о закупке по позициям 9.6, 13.5 Приложения N 2 к информационной карте документации об аукционе в части указания наибольшего размера минеральных зерен асфальтобетонной смеси, необходимой для выполнения работ по контракту.
В пункте 24 информационной карты в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе по позициям Приложения N 2 к информационной карте (Показатели основных материалов).
Из инструкции по заполнению заявок следует, что показатели из столбца "Минимальные и ( или) максимальные значения показателей" указываются участником точными значениями и не должны содержать двойных предложений неоднозначных предложений слов "или эквивалент" или "не менее", " не более" " от", "до", "не выше", "не ниже" ( п. 25 информационной карты документации об аукционе)
В приложении N 2 документации о закупке содержится таблица, в которой именно в столбце "Минимальные и ( или) максимальные значения показателей" отражены требования к товару, используемому при выполнении работы, а именно к асфальтобетонной смеси, используемой для нижнего (п 9.6) и для верхнего (п. 13.5) слоев покрытия. При этом такой показатель как "наибольший размер минеральных зерен" указаны в качестве максимального показателя в размере до 20 мм для нижнего слоя и до 40 мм - для верхнего слоя покрытия.
В первой части заявки заявителя (порядковый номер заявки N 3) и в заявке с порядковым номером 2 по данным позициям указаны величины - 20 мм и 40 мм, т.е. без указания слов "до", как и требовалось в инструкции по заполнению заявки.
Однако, по мнению аукционной комиссии, в данном случае указание участником закупки точного значения в виде 20 мм и 40 мм не соответствует документации о закупке, поскольку использование заказчиком предлога "до" исключало верхнее значение размера зерен - 20 и 40 мм. При этом, аукционная комиссия принимала во внимание судебное решение по делу А76-20634/2014, стороной по которому выступал заказчик, в котором предлог "до" толкуется как исключающий верхнее значение размера зерен - 20 и 40 мм.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Ввиду отсутствия в инструкции по заполнению заявки информации о том, включает или не включает верхнее значение использование предлога "до" по оспариваемым позициям, в действиях аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе участников закупки с порядковыми номерами N 2,3 нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия, с учетом исследования обстоятельств и доказательств по делу в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
Согласно документации об аукционе при выполнении работ исполнитель должен использовать следующий товар:
-щебеночно-песчаная смесь для укрепления обочин и для устройства дополнительного слоев основания (ГОСТ25607-2009),
- щебень для устройства оснований дорожных одежд ГОСТ8267-93,
-бетон по ГОСТ26633-2012,
-блоки оголовков железобетонных труб ГОСТ24547-81,
-звенья железобетонные водопропускных труб средней части трубы ГОСТ24547-81
-асфальтобетонную смесь для нижних и верхних слоев покрытий соответствующую требованиям ГОСТа 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон" (далее - ГОСТ 9128-2009),
- знаки дорожные по ГОСТЗ52290-2004,
-металлическое оцинкованное дорожное барьерное удерживающее ограждение, марка11ДО.
В отношении указанного товара в документации об аукционе определены показатели, их минимальные и (или) максимальные значения, а также показатели, значения которых не меняется (приложение N 2 к информационной карте документации об аукционе).
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты указанной документации в первой части заявки на участие в аукционе необходимо представить согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для использования товара по позициям Приложения N 2 к Информационной карте документации об аукционе "Показатели основных материалов при выполнении работ" (далее - Приложение 2).
При указании конкретных показателей товара, используемого для выполнения работ, участник закупки вправе воспользоваться формой Приложения N 2 к Информационной карте.
1. Как следует из документации об аукционе заказчику при производстве работ необходимо использование мелкозернистой смеси для верхнего слоя покрытия и крупнозернистой смеси для нижнего слоя покрытия ( п 9.2 и 13.2 приложения N 2.).
Согласно требованиям ГОСТа 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон" асфальтобетонные смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют:
- крупнозернистые с размером зерен до 40 мм;
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные с размером зерен до 10 мм.
Из содержания заявок всех участников закупки явно следует их намерение выполнить работы с использованием необходимых заказчику видов асфальтобетонной смеси: мелкозерненой смеси для верхнего слоя покрытия и крупнозернистой смеси для нижнего слоя покрытия, о чем прямо указано в заявках всех участников закупки.
Вместе с тем, заказчик, помимо сведений о виде смеси в зависимости от размера минеральных зерен, потребовал от участников закупки указать в заявке точное значение наибольшего размера минеральных зерен в каждой из данных видов смеси.
1.1.Согласно пункту 5.1.2 ГОСТа 9128-2009:
-для нижних слоев покрытий и оснований зерна размером мельче 40 мм в процентах по массе должны составлять от 90 до 100% (таблица 2 ГОСТа 9128-2009);
- для верхних слоев покрытий и оснований смеси зерна размером фракции мельче 20 мм в процентах по массе должны составлять от 90 до 100%. (таблица 3 ГОСТа 9128-2009).
Указанные в ГОСТе 9128-2009 значения приведены в следующей таблице
Указанные в таблице 2 ГОСТ 9128-2009 значения приведены ниже.
В процентах по массе
Вид и тип смесей и асфальтобетонов |
Размер зерен, мм, мельче |
||||||||||
40 |
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,16 |
0,071 |
|
Плотные типов: |
Непрерывные зерновые составы |
||||||||||
А |
90-100 |
66-90 |
56-70 |
48-62 |
40-50 |
28-38 |
20-28 |
14-20 |
10-16 |
6-12 |
4-10 |
Б |
90-100 |
76-90 |
68-80 |
60-72 |
50-60 |
38-48 |
28-37 |
20-28 |
14-22 |
10-16 |
6-12 |
|
Прерывистые зерновые составы |
||||||||||
А |
90-100 |
66-90 |
56-70 |
48-62 |
40-50 |
28-50 |
20-50 |
14-50 |
10-28 |
6-16 |
4-10 |
Б |
90-100 |
76-90 |
68-80 |
60-72 |
50-60 |
38-60 |
28-60 |
20-60 |
14-34 |
10-20 |
6-12 |
Пористые |
90-100 |
75-100 (90-100) |
64-100 |
52-88 |
40-60 |
28-60 |
16-60 |
10-60 |
8-37 |
5-20 |
2-8 |
Высокопористые щебеночные |
90-100 |
55-75 (90-100) |
35-64 |
22-52 |
15-40 |
10-28 |
5-16 |
3-10 |
2-8 |
1-5 |
1-4 |
Высокопористые песчаные |
- |
- |
- |
- |
70-100 |
64-100 |
41-100 |
25-85 |
17-72 |
10-45 |
4-10 |
Примечания 1 В скобках указаны требования к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня. 2 При приемо-сдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с показателями, выделенными полужирным шрифтом. |
Из совокупного анализа данных положений следует, что крупнозернистые смеси с размером зерен до 40 мм и мелкозернистые смеси с размером зерен до 20 мм с учетом зернового состава указанных смесей, допускают включение в их состав не более 10% зерен фракции 20 и 40 мм.
В документации об аукционе (9.9, 13.7 Приложения N2) состав зерновой смеси с размером зерен мельче 20, мельче 40 мм указан заказчиком в процентах по массе от 90 до 100%, что также свидетельствует о возможности включения 20 и 40 мм в диапазон значений, требуемых заказчику.
1.2. В пункте 5.2.1 ГОСТа 9128-2009 указано, что для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень и гравий фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 20 (15) мм, свыше 15 до 20 мм, свыше 20 (15) до 40 мм, а также смеси указанных фракций.
С учетом изложенного, нижний предел каждой последующий фракции (ввиду применения предлога "свыше") исключает верхний предел предыдущий фракции, то есть зерна размером 20 и 40 мм включаются во фракции свыше 10 до 20 мм, свыше 20 до 40 мм, требуемые заказчику по позициям 9.1 и 13.1 Таблицы основных материалов при выполнении работ.
Таким образом, ГОСТ 9128-2009 позволяет применять крупнозернистые и мелкозернистые смеси с наибольшим размером зерен, включая 20 и 40 мм.
1.3. Вывод о том, что ГОСТ 9128-2009 позволяет применять крупнозернистые и мелкозернистые смеси с наибольшим размером зерен, включая 20 и 40 мм, подтверждаются и порядком физико-механических испытаний щебня, являющегося непосредственным сырьем для изготовления асфальтобетонной смеси.
Так, ГОСТ 9128-2009 указывает на то, что щебень, используемый при изготовлении асфальтобетонной смеси должен соответствовать ГОСТу 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний (далее - ГОСТ 8269.0-97)
В пункте 4.2.7 ГОСТа 8269.0-97 указаны требования к порядку взятия лабораторной пробы при приемочном контроле на предприятии (карьере)-изготовителе, из которых следует, что наибольший номинальный размер зерен "Д", при испытании составляет 10, 20, 40 и св. 40.
При этом в пункте 4.1.6 ГОСТа 8269.0-97 для определения зернового состава отдельных фракций щебня (гравия) должны применяться в том числе сита с круглыми отверстиями диаметрами 2,5; 5(3); 7,5; 10; 12,5; 15; 17,5; 20; 22,5; 25; 30; 40; 50; 60; 70(80) мм.
Таким образом, порядок физико-механических испытаний щебня также подтверждает, что наибольший номинальный размер зерен включает верхнюю границу фракции щебня - 40 и 20 мм.
С учетом изложенного, предложение участников закупки о выполнении работ с использованием асфальтобетонных смесей, в которых имеются в допустимых значениях зерна фракций 20 и 40 мм, не противоречит требованиям проектной документации, размещенной на сайте ввиду их соответствия ГОСТу 9128-2009.
В данном случае заказчик, потребовал от участников указать в заявке точное значение наибольшего размера зерен, установил недопустимость использования участниками предлога "до" при описании данного показателя, при этом в инструкции по заполнению заявки не указал, установлен ли в требованиях к составу заявки максимальный размер зерен с возможностью включения или исключения таких величин как 20 и 40 мм, чем ввел в заблуждение аукционную комиссию и участников закупки.
Тогда как, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, что позволит участнику закупки надлежащим образом заполнить свое предложение на участие в аукционе.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе инструкция по заполнению первой части заявки с учетом Приложения N2 не позволяет сделать вывод о надлежащем указании в заявке участников закупки сведений о наибольшем размере минеральных зерен.
2. Рассмотрев документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, Комиссия установила, что в подпункте 3 пункта 25 Информационной карты аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" содержится следующая информация.
По позициям N 1 "Щебеночно-песчаная смесь для устройства обочин", N 2 "Щебеночно-песчаная смесь для устройства дополнительного слоя основания", N 3 "Щебеночно-песчаная смесь для устройства покрытия переходного типа" в графе 5 необходимо указать конкретные показатели товара, выбрав значение в соответствии с проектно-сметной документацией. При этом, указание на позиции проектно-сметной документации, которые содержат требования к щебеночно-песчаным смесям, в документации о закупке отсутствует.
Указанные положения инструкции затрудняют надлежащее оформление заявки, поскольку требуют от участников закупки в целях заполнения заявки не только изучить Приложения N 2, но и обеспечить поиск соответствующих требований в сметной документации, сопоставление данного Приложения с проектно-сметной документацией.
Тогда как целью соблюдения требований законодательства о контрактной системе относительно надлежащего оформления документации об аукционе является четкое и однозначное толкование как требований заказчика к используемому товару, так и требований к надлежащему описанию участниками закупки характеристик данного товара в составе заявки.
Исходя из документации об аукционе, по позициям NN 1-3, указанным в Приложении N 2 к Информационной карте аукционной документации, участникам необходимо представить конкретные показатели товара как в соответствии с требованиями Приложения N 2, так и в соответствии с требованиями проектно-сметной документации.
Вместе с тем, содержание Приложения N 2 и проектно-сметной документации противоречат друг другу.
Так, согласно Приложения N2 заказчик допускает использование:
-щебеночно-песчаной смеси для устройства обочин марок С4-80 мм или С5-40 мм или С10-40 мм, или С 11-20 мм;
-щебеночно-песчаной смеси для устройства дополнительного слоя основания марок С3-120 мм или С4-80 мм, или С5-40 мм, или С 6-20 мм или С9-80 мм или С10-40 мм или С11-20 мм;
-щебеночно-песчаной смеси для устройства покрытия переходного типа марок С1-40 мм или С 2-20 мм.
Тогда как согласно сметной документации для указанных целей используется только смесь марки С5 (в позициях 33,34,43 локальной сметы N 5 и другие сметы).
Кроме того, анализ указанных смет позволяет сделать вывод о том, что в сметах указана только одна марка - С5, тогда как в Таблице материалов указана возможность выбора марок: С4 или С5 или С10 или С11 по позиции 1 Таблица материалов, что свидетельствует о не соответствии требований к составу первой части заявки проектно-сметной документации, образующей объект закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не указав в документации о закупке позиции смет, в соответствии с которыми участники закупки должны представить конкретные показатели товара, а также установив требования к материалам, противоречащие проектно-сметной документации, заказчик фактически ввел в заблуждение участников закупки относительно требований заказчика к щебеночно-песчаной смеси, что может привести к ненадлежащему оформлению заявок и как следствие к их отклонению и уменьшению количества участников закупки.
3. Из содержания подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что в первой части заявки должны содержаться конкретные показатели используемого при выполнении работ товара.
Однако из документации об аукционе следует, что участникам закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели сырья, из которого изготавливается указанный товар.
Так, участники закупки должны указать не только сведения о характеристиках асфальтобетонной смеси, но и характеристиках материалов, используемых для ее приготовления, в том числе в отношении щебня, песка и битума.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в части необходимости предоставления сведений о конкретных значениях характеристик щебня, песка и битума, используемых для изготовления асфальтобетонной смеси.
Необходимо отметить, что при описании используемого для изготовления асфальтобетонной смеси щебня заказчик в качестве неизменяемого значения показателя щебня указал следующую информацию: "Фракция щебня - от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм, от 5 до 20 мм" (п. 10.1, 14.1 Приложения N 2).
Поскольку конкретизация указанного показателя щебня участниками закупки не предусмотрена в силу положений аукционной документации, выбрать одну или две из трех указанных фракций не представляется возможным. При описании фракции щебня заказчик перечисляет требования к товару таким образом, что в пункте 10.1,14.1 Приложения N 2 к Информационной карте указанные положения трактуются участниками закупки как требование о необходимости использовании всех трех указанных фракций одновременно.
Однако, в соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм. Таким образом, фракция от 5 до 20 мм фактически является смесью двух фракций - фракции от 5 до 10 мм и фракции св. 10 до 20 мм.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что в пунктах 10.1,14.1 Приложения N 2 допущена техническая ошибка, поскольку использование всех трех указанных в данном пункте фракций при выполнении работ не предусмотрено.
Таким образом, заказчик предполагал возможность использования фракции используемого щебня: "Фракция щебня - от 5 до 10 мм, св. 10 до 20 мм или от 5 до 20 мм", что соответствует ГОСТ 8267-93 и не отрицается представителями заказчика и ОГУП "ЮУЦДИ".
4. Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Из документации об аукционе следует, что участники закупки в отношении асфальтобетонной смеси в заявке должны указать:
марку асфальтобетона ( I или II),
вид смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен (крупнозеренистая или мелкозернистая),
тип смеси в зависимости от содержания в ней щебня ( тип Б или типА),
вид смеси в зависимости от величины остаточной пористости (плотная или пористая).
Указанные требования установлены заказчиком с учетом проектно-сметной документации, соответствуют требованиям ГОСТа 9128-2009 и позволяют аукционной комиссии и участникам закупки определить соответствие смеси требованиям заказчика, установленным в документации.
Однако заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении (конкретном значении) показателей температуры укладки, наибольшего размера минеральных зерен, величины остаточной пористости, процентного содержания щебня, а также процентного содержания по массе зерен различной фракции, поскольку проектно-сметная документация не содержит указанных требований к смеси.
Протоколы лабораторных испытаний свидетельствуют о том, что точное значение таких показателей как зерновой состав смеси в % по массе, величина остаточной пористости определяется по итогам испытания готовой продукции, которые позволяют сделать вывод о соответствии или несоответствии смеси требованиям ГОСТ 9128-2009 (протокол лабораторных испытаний ОГУП "ЮУЦДИИ" N221 от16.04.2015, состав N 36 от 16.09.2014 года, N 37 от 12.09.2014 года).
Рассматриваемые требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси и поставщиков смеси, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей изготовленной смеси, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет).
Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями, о чем свидетельствует и приложение N 4 к проекту контракта.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки асфальтобетонной смеси ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, из содержания документации об аукционе явно следует, что в случае соответствия данных показателей (позиции 9.6-9.18, 13.5-13.17 Приложения 2 к информационной карте) смеси диапазону, указанному в ГОСТе 9128-2009, вне зависимости от их конкретного значения, указанного в заявке, участник выполнит работу с использованием материала, соответствующего требованиям заказчика, в том числе указанным в проектно-сметной документации, то есть без изменения, установленного в проектно-сметной документации качества работ.
Помимо этого заказчиком безосновательно, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, истребуется в первой части заявки конкретное значение температуры укладки смеси, поскольку данное значение характеризует не смесь, а процесс выполнения работ по укладке и такая температура в процессе выполнения работ может быть различна, но должна превышать 120 С.
Так, согласно ГОСТ 9128-2009 смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:
- горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120°С;
- холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5°С.
Таким образом, заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками информации о том, что ими будет использован такой вид смеси как горячая, не обязывая при этом участника указывать в первой части заявки сведения о конкретном значении температуры процесса укладки данной смеси.
5. Часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, из условий проекта контракта невозможно сделать вывод о порядке и сроках оплаты работы.
Так, в пункте 2.6 проекта контракта заказчиком предусмотрено авансирование работ по контракту в размере 10% от годового объема финансирования. При этом объем такого финансирования проектом контракта не определен. В связи с чем невозможно сделать вывод о размере аванса, а, следовательно, о порядке и сроках оплаты за выполненные работы.
Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, принимая во внимание допущенные нарушения и снижение начальной (максимальной) цены контракта при проведении аукциона (17,5% или 16 924 259 рублей), необходимости выполнения работ с учетом их сезонного характера, наличия заинтересованности участников закупки в участии в аукционе (подано 5 заявок участников закупки, 2 из которых отклонены, 2 участников закупки приняли участие в аукционе), антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем пересмотра заявок на участие в аукционе с учетом решения N 350,364-ж/2015 от 16.06.2015 и продолжения процедуры электронного аукциона.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Компания Гранд" на действия заказчика необоснованными.
2. Признать доводы жалобы ЗАО "Уралмостострой" на действия аукционной комиссии необоснованными.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии В.А Ливончик
Д.А. Воронкова
А.С. Субботина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2015 г. N 350,364-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2015