Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июня 2015 г. N 386-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
-
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
|
-
|
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ", в присутствии представителя ОАО СКБ "Турбина", действующего на основании доверенности N 24 от 27.04.2015;
в отсутствие ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по созданию модельного участка в осях А-Ж/I-2 в корпусе ПЭК на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО Специальное конструкторское бюро Турбина", г. Челябинск (извещение N 0469000000915000018) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 05.06.2015 ОАО СКБ "Турбина" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 69 280 862, 39 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 20.06.2015 07:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе содержатся сведения о том, что подрядчиком должны исполняться неучтенные работы, связанные с исполнением контракта, тогда как объем указанных работ не определен, что противоречит требованиям гражданского законодательства.
В документации об аукционе указано, что график выполнения работ разрабатывается подрядчиком и утверждается заказчиком, тогда как согласно гражданскому законодательству промежуточные сроки согласовываются сторонами.
Кроме того, в документации об аукционе не определены лимиты финансирования по годам с учетом объема работ, что не позволяет участнику закупки сделать вывод о порядке исполнения контракта.
Заказчик пояснил, что неучтенные работы, связанные с исполнением контракта, являются по своему характеру непредвиденными работами, в связи с чем заказчик не может определить объем работ на стадии формирования документации.
Гражданским законодательством не запрещено возлагать обязанность по разработке графика выполнения работ на подрядную организацию.
Лимиты бюджетных обязательств не указаны в документации об аукционе ввиду смешанного источника финансирования и привлечения собственных средств заказчика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, объем и виды которых определены в Приложении 2 к документации об аукционе, в пункте 5 которого указано, что работы должны быть выполнены в соответствии с конкретными разделами рабочей документации.
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что предмет контракта включает в себя помимо работ, указанных в рабочем проекте и техническом задании, прочие неучтенные работы, связанные с выполнением предмета настоящего контракта, однако объем и виды таких работ в документации об аукционе не определены, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, поскольку предметом государственного контракта является выполнение строительно-монтажных работ по созданию модельного участка в осях А-Ж/I-2 в корпусе ПЭК на объекте Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО Специальное конструкторское бюро Турбина", г. Челябинск, то есть по итогам работ достигается овеществленный результат, указанный контракт квалифицируется в качестве договора подряда.
Таким образом, возникшие между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде, в которой помимо общих положений о договоре подряда в параграфе 5 для данного вида договора, а именно государственного (муниципального) контракта, предусмотрены специальные нормы (ст. 763-768 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работ.
Таким образом, объем работ должен быть определен заказчиком однозначно и безусловно при заключении контракта, тогда как выполнение неучтенных работ, может быть урегулировано сторонами в порядке, предусмотренном подпунктом б пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, исключительно по соглашению сторон.
2. Как следует из совокупного толкования части 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации, должна содержаться информация о наименовании и описании объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, как следует из части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В пункте 2 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью проекта государственного контракта, указано, что подрядчик обязан разработать график производства работ и утвердить его заказчиком не позднее 20 дней от даты подписания контракта.
С учетом изложенного, в силу императивных положений гражданского законодательства промежуточные сроки выполнения работ должны быть согласованы сторонами, а не утверждены в одностороннем порядке, что свидетельствует о нарушении заказчиком части 2 статьи 42, пункта 1 части 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Доводы заявителя, согласно которым заказчиком в документации об аукционе не указаны лимиты финансирования по годам выполнения контракта, являются несостоятельными, как не основанными на нормах законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
При этом, законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что в документации об аукционе заказчиком должны быть указаны лимиты бюджетных обязательств с распределением указанных лимитов по годам.
4. В проекте контракта не указан размер пени в отношении заказчика в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 7.4, 7.5 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 1% и 1,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 4,5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 5 % и 2% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей
Однако на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе менее 50 млн. рублей.
5. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в разделе 4 проекта контракта не указан срок оформления заказчиком результатов приемки выполненных работ, что не позволяет определить срок исполнения заказчиком обязательств по оплате работ, являющихся предметом контракта, обусловленных предоставлением отчетных документов (КС-2, КС-3).
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Ремстрой-ЭКСПЕРТ" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки и условий исполнения контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 5,8,13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июня 2015 г. N 386-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2015