Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2015 г. N 401-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В.
|
-
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А.
|
-
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "КВАДРА", в присутствии:
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующего на основании доверенности N 67-Д от 03.07.2015;
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующего на основании доверенности N 66-Д от 03.07.2015;
- представителя ООО "КВАДРА", действующего на основании доверенности N 01 от 25.07.2015
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "КВАДРА" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Челябинская область, г.Миасс, земли Сыростанского сельского совета на склоне горы Известная. Организация склонов под трассы хаф - пайпа и ски-кросса" (извещение N 0169200001115000011) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 10.06.2015 Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 77 728 120, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.06.2015 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КВАДРА" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе содержатся сведения о том, что подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как в соответствии с гражданским законодательством привлечение субподрядчиков это право подрядчика.
В документации об аукционе содержится противоречивая информация в части установления преимуществ субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В проекте контракта не указано, что работы должны выполняться в соответствии со сметной документацией, которая является неотъемлемой частью документации об аукционе, определяющей цену контракта.
Кроме того, в документации об аукционе не указано каким образом будет производится оплата контракта: за вычетом из цены контракта стоимости сметы на выполненные работы или в ином порядке.
В документации об аукционе указано на предоставление подрядчиком счетов-фактур, тогда как указанные счета лицами, находящимися на упрощенной системе налогообложения не выставляются.
Заказчик пояснил, что при подготовке извещения о проведении закупки на сайте автоматически выставляются преимущества при указании условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, вместе с тем в документации об аукционе указано, что преимущества указанным субъектам не предоставлены.
Проектно-сметная документация размещена на сайте в составе аукционной документации, что позволяет сделать вывод об объеме работ и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, тогда как при заключении контракта проектная документация будет передана по требованию подрядчика.
Начальная (максимальная) цена контракта сформирована за вычетом сметы на выполненные работы, соответственно, оплата будет производиться с учетом цены, предложенной по итогам аукциона.
Предоставление счетов-фактур при оплате контракта не приводит к ограничению количества участников закупки, так как в случае превышения размера выручки более чем на 2 миллиона рублей, лицо утрачивает право на освобождение от уплаты НДС.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Кроме того, условия исполнения контракта, которые находят отражение в проекте контракта, должны соответствовать требованиям извещения и документации об аукционе, с целью заключения контракта на условиях документации в соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Предметом закупки является выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Челябинская область, г.Миасс, земли Сыростанского сельского совета на склоне горы Известная. Организация склонов под трассы хаф - пайпа и ски-кросса", объем которых в соответствии с пунктом 2.2 информационной карты документации об аукционе определены в сметной документации (Приложение N 2 к документации об аукционе).
Порядок составления сметной документации определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35. 2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1.
Область применения указанной методики связана с определением порядка составления сметной документации и определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы.
В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Сметы, представленные в составе документации об аукционе, содержат сведения о перечне и объеме работ, о предполагаемом оборудовании, которое будет задействовано в ходе выполнения работ и иную информацию, необходимые для расчета стоимости строительных работ, включающих прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а именно:
- материальные (затраты на материалы, изделия, конструкции, транспортные средства и т.д.);
- технические (затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов);
- трудовые (затраты на средства на оплаты труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
Таким образом, сметная документация определяет цену контракта, объем и перечень подлежащих выполнению работ, наряду с проектной документацией, отражающей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что генеральный подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту "Челябинская область, г. Миасс, земли Сыростанского сельского совета на склоне горы Известная. Организация склонов под трассы хаф-пайпа и ски-кросса" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему контракту) нормами действующего законодательства, в сроки, указанные в настоящем контракте.
В соответствии с пунктом 5.2.1 проекта контракта генеральный подрядчик обязуется качественно выполнить работы по объекту в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, Техническим заданием (Приложение 1 к настоящему контракту), утвержденной Проектной документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ и техническими условиями.
Таким образом, сметная документация, определяющая объем работ и цену контракта, не является неотъемлемой частью проекта контракта, тогда как в документации об аукционе указано, что сметы определяют объем работ, подлежащих выполнению, что неизбежно приведет к заключению контракта не на условиях документации об аукционе, в нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 2.2 информационной карты документации об аукционе указано, что определенный перечень работ, содержащихся в смете на земляные работы (Приложение N 6 к документации об аукционе), ранее выполнен, что требует дополнительной конкретизации объема работ в проекте контракта путем указания локальных смет, в соответствии с которыми необходимо осуществлять строительство.
2. Согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.
Как следует из пункта 5 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об аукционе должны быть указаны сведения о преимуществах, которые предоставляются заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
При этом в случае установления таких преимуществ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик должен установить требование к составу второй части заявки о предоставлении декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона установлено, что преимущества указанным субъектам предоставлены, тогда как в пункте 11 информационной карты указано, что преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям не предоставляются, что свидетельствует о наличии противоречивой информации в части установления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, пунктами 1,2 части 1 статьи 64, пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 7.1 информационной карты документации об аукционе и в пункте 5.1.3 проекта контракта заказчиком установлено обязательное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта, однако в проекте контракта условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение указанной обязанности не предусмотрено в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 6.3 проекта контракта указан порядок и сроки оплаты работ, в соответствии с которым государственный заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения форм КС-3 с приложением оригиналов счетов-фактур от Технического заказчика, подписывает формы КС-3, в течение 30 дней формирует заявку на перечисление средств на оплату или направляет Генеральному подрядчику мотивированный отказ, что соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в жалобе заявителя не представлено доказательств, подтверждающих ограничение возможности участия в аукционе организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, ввиду установления заказчиком требования о предоставлении счетов-фактур при оплате работ по контракту.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "КВАДРА" на действия заказчика обоснованными в части установления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, а также в части порядка формирования проекта контракта.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, пунктами 1,2 части 1 статьи 64, пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2015 г. N 401-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2015