Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 1 июля 2015 г. N 103кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., ври.о. руководителя управления; |
Члены комиссии: |
Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Шалимова О.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Пошвенчук А.И., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1. уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган):
- "_", по доверенности от 18.05.2015 г. N 5,
2. в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "СОТЕКС" (далее - ООО "СОТЕКС"), уведомленное надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 103/КС ООО "СОТЕКС" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия при проведении электронного аукциона при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала заказчику ГБУЗ РХ "Республиканский клиническая родильный дом" (закупка N 0380200000115002465), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 25.06.2015 г. вх. N 3464 поступила жалоба ООО "СОТЕКС" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия при проведении электронного аукциона при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала заказчику ГБУЗ РХ "Республиканский клиническая родильный дом" (закупка N 0380200000115002465).
В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная комиссия посчитала, что в нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки ООО "СОТЕКС" на участие в электронном аукционе не содержит идентификационный номер налогоплательщика учредителей
участника и лица, исполняющего функции единоличного органа.
Учредителями ООО "СОТЕКС" являются физические лица, граждане Республики Беларусь "_" и "_", зарегистрированные в городе Минск Республики Беларусь, что подтверждается Договором об учреждении общества с ограниченной ответственностью "СОТЕКС" от 20.10.2014, заключенном в г. Москва, протоколом N1 общего собрания учредителей от 20.10.2014, приказом N1 от 06.11.2014 ООО "СОТЕКС" о начале исполнения обязанностей единоличного исполнительного органа.
"_" зарегистрирован по месту жительства: Республика Беларусь, 220114, г. Минск, "_".
"_" зарегистрирован по месту проживания: Республика Беларусь, 220119, город Минск, "_".
Руководителем ООО "СОТЕКС", в должности генерального директора, является "_". Оба они идентификационного номера налогоплательщика не имеют, и иметь не обязаны.
Так, постановке на учет в налоговых органах согласно статьи 84 Налогового кодекса Российской федерации и Приказу Минфина Российской федерации от 21.10.2010 N 129н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2010 N 18977) постановке на учет в налоговых органах подлежат иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, либо получившие статус адвоката в Российской Федерации, иностранные граждане, которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства, а также иностранные граждане, которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации.
"_" и "_" индивидуальными предпринимателями не являются, в Российской федерации по месту жительства не зарегистрированы и по месту пребывания на миграционный учет не поставлены, статуса адвоката, недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также свидетельств о праве на наследство на них, в Российской федерации не имеют, и, следовательно, не подлежат постановке на учет в налоговых органах и не могут иметь идентификационного номера налогоплательщика.
В законодательстве Российской федерации также отсутствуют нормы, предписывающие руководителю общества с ограниченной ответственностью получать в налоговых органах идентификационный номер налогоплательщика.
Далее податель жалобы указывает, что их выводы в указанной части подтверждаются должным образом сложившейся судебной практикой, в частности решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-14306/2014, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по тому же делу, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2014 N Ф09-8292/14 но тому же делу о признании решения от 20.02.2014 N 40-С Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области нарушающим права участника в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Податель жалобы просит признать жалобу ООО "СОТЕКС" обоснованной, проверить документацию электронного аукциона N 0380200000115002465, выдать предписание об устранении нарушений прав участника аукциона - ООО "СОТЕКС" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
29.06.2015 г. входящий N 3495 в адрес антимонопольного управления поступил пакет документов от уполномоченного органа.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа считает доводы заявителя несостоятельными, жалобу необоснованной по следующим основаниям.
По окончании подведения итогов данного аукциона в электронной форме заявитель жалобы признан не соответствующим требованиям установленным документацией об аукционе в электронной форме, поскольку на основании пункта 1 части 6 статьи 69, в нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит идентификационный номер налогоплательщика учредителей участника такого аукциона и лица, исполняющего функции единоличного органа.
В составе аккредитационных документов и сведений ООО "СОТЕКС", как участник аукциона, представило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.12.2014 из которых следует, что общество имеет 2 учредителей - физических лиц.
В инструкции по заполнению заявки в электронном аукционе и документации об аукционе "Поставка шовного материала" закупка N0380200000115002465 содержится требование о предоставлении информации о ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части соответствия их требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены, в том числе, частью 5 статьи 66 названного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 7 статьи 84 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. При этом налогоплательщиками признаются в том числе физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (часть 1 статьи 19 НК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 11 НК РФ физическими лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Исходя из абзаца 4 пункта 7 статьи 84 НК РФ порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (далее - Порядок), ИНН физическому лицу присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет в налоговом органе:
1) по месту жительства;
2) по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации);
3) по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).
ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации или физического лица (пункт 12 Порядка).
Приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н утверждены Особенности учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - Особенности).
В соответствии с пунктом 1 иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, либо получившие статус адвоката в Российской Федерации, иностранные граждане, которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства, а также иностранные граждане, которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах.
Кроме того, иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 11 Особенностей).
Представитель уполномоченного органа делает вывод, что иностранный гражданин может встать на налоговый учет самостоятельно, подав соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Однако если гражданин не проявит инициативы и не зарегистрируется в качестве налогоплательщика, налоговая служба имеет право поставить это физическое лицо на налоговый учет без его участия. Такая процедура производится на основании сведений, полученных от органов, перечень которых указан в статье 85 НК РФ.
Кроме того, статьей 28 Закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Уставом ООО "СОТЕКС" предусмотрено распределение своей чистой прибыли между участниками общества. Соответственно учредители общества могут получать доход, следовательно, являются налогоплательщиками и имеют ИНН в соответствии с пунктом 7 статьи НК РФ1.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 103/КС в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
28.05.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦ, техническое задание) о проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (закупка N 0380200000115002465).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 488 909 рублей 00 копейки.
Заказчиком аукциона является - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом", уполномоченным органом - Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия, действующий на основании Постановления Правительства РХ от 12.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по размещению государственных заказов Республики Хакасия" (далее - Положение о Государственном комитете).
Документация об аукционе утверждена председателем Госкомитета "_"
1. В соответствии пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В инструкции по заполнению заявки в электронном аукционе, предметом которого является "поставка шовного материала" ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом" закупка N 0380200000115002465 содержится требование о предоставлении информации о ИНН учредителей (при наличии), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно протокола подведения итогов аукциона в электронной форме на поставку шовного материала от 16.06.2015 г. N 2, комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе (закупка N 0380200000115002465), и приняла решение:
- признать заявки участников с порядковыми номерами заявок 1, 5, 11, 4 соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
- признать заявку участника с порядковыми номером заявки 7 несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Заявка подателя жалобы под номером 7, признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит идентификационные номера налогоплательщиков учредителей.
В силу требований пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контактной системе в сфере закупок идентификационные номера налогоплательщиков учредителей указываются во второй части заявки при их наличии.
Аналогичные же требования установлены и в инструкции по заполнению заявки в электронном аукционе, предметом которого является "поставка шовного материала" ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом" закупка N 0380200000115002465 содержится требование о предоставлении информации о ИНН учредителей (при наличии), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об учредителях.
На основании пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункта 4 Приказа МНС России от 19.07.1999 NАП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности", начиная с 01.01.2000 налоговую отчетность, для которой предусмотрены требования по использованию в ней персональных данных физических лиц, следует представлять с указанием соответствующего идентификационного номера налогоплательщика, если он получен налогоплательщиком.
Норма, устанавливающая обязанность налогоплательщика - физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, в обязательном порядке вставать на учет в налоговом органе и получать идентификационный номер налогоплательщика отсутствует в законодательстве Российской Федерации, следовательно, законодательством допускается случай, когда у физического лица, в том числе, являющегося учредителем, отсутствует идентификационный номер налогоплательщика.
Уполномоченным органом не доказано, что учредителям участника закупки ООО "СОТЕКС" "_" и "_" гражданам Республики Беларусь налоговым органом присвоены идентификационные номера налогоплательщика.
Таким образом, заявка N 7 ООО "СОТЕКС" неправомерно признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, что является нарушением части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Данная позиция отражена и в пункте 91 письма Министерства Экономического развития Российской Федерации (далее Минэкономразвития РФ)от 30.09.2014 г. N Д28И-1889, федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В данном письме Минэкономразвития РФ указывает, что непредоставления участником закупки в составе второй части заявки сведений об идентификационном номере вышеуказанных лиц не влечет признания такой заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Позиция Минэкономразвития РФ подтверждается судебной практиков: Постановление Третьего арбитражного суда от 12.01.2015 г. по делу А69-2870/2014 и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.03.2015 г. по тому же делу.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы подтвердились в ходе рассмотрения жалобы, что дает основание признать жалобу обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 103/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки, нарушения не установлены.
В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 5 статьи 66, части 7 статьи 69, части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.34, 3.31 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу N 103/КС ООО "СОТЕКС" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала заказчику ГБУЗ РХ "Республиканский клиническая родильный дом" (закупка N 0380200000115002465).обоснованной.
2. Признать комиссию уполномоченного органа Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия нарушившей часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать уполномоченному органу - Государственному комитету по размещению государственных заказов Республики Хакасия и его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова
О.Н. Шалимова |
А.И. Пошвенчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 1 июля 2015 г. N 103кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2015