Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июля 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 01.07.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.07.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Звягинцев А.В. по доверенности N1 от 30.04.2015.
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Максимус" от 24.06.2015 N974-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по охране здания (извещение N0387200020815000048) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии, Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении аукциона единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
1. Согласно протоколу от 22.06.2015 рассмотрения заявок на участие в аукционе заявке Заявителя (N16) было отказано в доступе по причине несоответствия заявки требованиям пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Предметом электронного аукциона является оказание услуг по охране здания.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что поскольку первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуги, и, в соответствии с частью 3 статьи 60 Закона о контрактной системе документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику электронного аукциона, заказчику или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке и в единой информационной системе, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки, заявка Заявителя была отклонена, так как не содержала абсолютно никаких прикрепленных документов, а также в штатном интерфейсе отсутствовала информация о согласии Заявителя оказать услуги на условиях аукционной документации подтвержденная усиленной электронной цифровой подписи.
В соответствии с частью 8 статьи 66 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Согласно инструкции оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" "Организация и проведение электронного аукциона на площадке", размещенной по адресу http://www.sberbank-ast.ru/docs/faq/Инструкция_участника_аукциона.pdf:
- участник закупки подает заявку на участие в электронном аукционе посредством интерфейса площадки в разделе "Аукционы" - "Реестр объявленных аукционов";
- заявка состоит из двух частей, которые подаются и подписываются одним документом.
1-я часть заявки включает:
- Согласие участника (текст автоматически создается площадкой), которое подписывается сертификатом ЭЦП при подписании всего документа.
- Характеристики товара предлагаемого к поставке, либо используемого при оказании работ (выполнении услуг), если такое требование установлено в аукционной документации.
- первые части заявок участников не должны содержать сведений о наименовании участника. Оператор площадки скрывает данные ЭЦП участника. Участник прикрепляет документы и сведения без указания своего наименования.
В ходе рассмотрения документов Комиссией Управления было установлено, сведения о первой части заявки Заявителя, направленные Оператором электронной площадки Заказчику, были поданы Заявителем в соответствии с инструкцией оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" и содержали информацию о согласии Заявителя поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе частник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе заявке Заявителя отказано в допуске к участию в электронном аукционе неправомерно.
2. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17 раздела I аукционной документации установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии действительной лицензии на право осуществления охранной деятельности на весь период действия договора.
В соответствии с пунктом 4 технического задания видом закупаемых услуг является охрана объектов, согласно пункта 5 задания условиями оказания услуг является:
- организация работы 1 пост (1 охранник на каждый пост) для охраны объектов, указанных в п.1.
- обеспечение надежности и эффективности охраны.
- обеспечение сохранности материальных ценностей, техники безопасности, пожарной безопасности.
- несение службы на объекте в соответствии с Инструкцией, разработанной и утвержденной Заказчиком (Приложение 2 к техническому заданию).
Виды услуг, которые должна содержать лицензия участника, требованиями к составу вторых частей заявок аукционной документацией не установлены.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в части перечня услуг, которые обязательно должна содержать лицензия на частную детективную (сыскную) деятельность и частную охранную деятельность.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 23 раздела I аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Данные требования установлены Заказчиком в соответствии с пунктом 3 части статьи 66 Закона о контрактной системе, которым установлены требования к первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Техническим заданием выполнение работ с использованием товара не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых не используется товар, первая часть заявки должна содержать только согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки не соответствующие части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. 04.06.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исключивший пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: единое требование к участникам закупки: "правомочность участника закупки заключать контракт".
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе пунктом 17 раздела I аукционной документации установлено требование к участникам закупки "правомочность участников закупки заключать Договор".
5. В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проектом контракта не установлена фиксированная сумма размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
6. В нарушении части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проектом контракта не установлена фиксированная сумма размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
7. В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона о контрактной системе. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
При этом согласно части 7 статьи 96 Закона о контактной системе, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, статьей 96 Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника предоставления заказчику иного (нового) надлежащего обеспечения исполнения обязательств по контракту в случае, если по каким либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.
В нарушение статьи 96 Закона о контрактной системе пунктом 7.5 проекта гражданско-правового договора установлена обязанность участника о предоставлении заказчику иного (нового) надлежащего обеспечения исполнения обязательств по контракту в случае, если по каким, либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.
8. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол от 22.06.2015 рассмотрения заявок на участие в аукционе не содержит положений документации об аукционе, которым не соответствуют отклоненные заявки участников, а также не содержит указания на положения отклоненных заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Максимус" от 24.06.2015 N974-ж на действия Заказчика - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие", единой комиссии при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по охране здания (извещение N0387200020815000048) обоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика- БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие" нарушения части 5 статьи 67, части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика- БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие" нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику- БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие", единой комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июля 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2015