Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 января 2017 г. N 23
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 17 января 2017 года жалобу ООО "Медпром" (далее - Заявитель) на действия ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N 0209100000116000192 на поставку слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 11.01.2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 12.01.2017 N 7 рассмотрение жалобы назначено на 17.01.2017 года в 15 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 30.12.2016 на официальном сайте Единой информационной системы по адресу: http://zakupki.gov.ru, одновременно на сайте электронной торговой площадки по адресу: http://www.sberbank-ast.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0209100000116000192 на поставку слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2017 году.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 997 891,85 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.01.2017 09:00 (мск).
1. По мнению Заявителя, в п. 3.1 раздела 10 Информационной карты документации об Аукционе, Заказчиком установлено незаконное требование о наличии у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик).
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащий лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречивое поведение.
В соответствии с п. 4.1.2. проекта государственного контракта, поставщик обязан выдать товар получателю и произвести индивидуальную подборку и настройку товара в специализированном учреждении, оказывающем услуги по подбору и настройке слуховых аппаратов.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1664н, настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
В соответствии с п. 4.1.12. проекта государственного контракта, в случае организации поставки Товара через соисполнителя немедленно информировать об этом Заказчика в письменном виде, в том числе путем представления соответствующего договора (доверенности) о соисполнительстве. При этом всю ответственность за выполнение Контракта перед Заказчиком несет Поставщик. В течение 1 (одного) рабочего дня, с даты подписания настоящего Контракта, определить лицо, ответственное за взаимодействие с Заказчиком.
Привлеченный Поставщиком соисполнитель, должен иметь лицензию на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии или осуществлять деятельность по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик).
Копия лицензии должна предоставляться Заказчику вместе с договором (доверенностью) о соисполнительстве.
Таким образом, положения аукционной документации в обжалуемой заявителем части не ограничивают количество участников закупки, участнику, не имеющему собственной лицензии на осуществление вышеуказанного вида деятельности, предоставлено право привлечения соисполнителей, имеющих соответствующую лицензию на такой вид деятельности.
Кроме того, как пояснили представители Заказчика и следует из проекта контракта, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, требование о наличии лицензии установлено к стационарным пунктам выдачи товара.
В связи с вышеизложенным, довод заявителя на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заказчика, в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком необоснованно установлено требование к слуховым аппаратам, а именно: в позиции 3 - бинауральная система динамического подавления обратной связи, бинауральная координация кнопки - переключателя, шумоподавление, основанное на модуляции (не менее двух режимов), в позиции 6 - адаптивная направленность, адаптивное шумоподавление; в позиции 8 - адаптивная направленность, адаптивное шумоподавление.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракт.
В соответствии с п. 3 Технических требований документации об Аукционе Заказчик установил требование к бинауральной системе динамического подавления обратной связи, бинауральной координации кнопки - переключателя, шумоподавления, основанное на модуляции (не менее двух режимов).
В соответствии с п. 6 Технических требований документации об Аукционе Заказчик установил требование к адаптивной направленности и адаптивному шумоподавлению.
В соответствии с п. 8 Технических требований документации об Аукционе Заказчик установил требование к адаптивной направленности и адаптивному шумоподавлению.
Одной из основных задач устанавливающих порядок проведения торгов, является в том числе выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования в частности к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, в соответствии с порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями", Заказчик осуществляет организацию обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Пунктом 17 распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" установлен один из видов технических средств реабилитации - слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Подбор слухового аппарата для инвалида осуществляется согласно рекомендации бюро медико-социальной экспертизы, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее - ИПР).
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории РФ, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 Аппараты слуховые электронные реабилитационные.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Наличие функции "Бинауральной синхронизации" является обязательной для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
Таким образом, требования Заказчика, установленные в пунктах 3,6,8 Технического задания документации об Аукционе, являются законными.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России довод Заявителя о включении в Техническое задание документации об аукционе излишних требований не нашел свое подтверждение.
3. По мнению Заявителя, в разделе 11 "Техническое задание" документации об Аукционе, Заказчиком в позициях 1-8 неправомерно и противоречиво установлены следующие требования: "все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации (комплект принадлежностей), в том числе со стандартным ушным вкладышем".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что согласно пунктов 1 - 8 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком требуется к поставке слуховые аппараты со стандартными ушными вкладышами.
Как пояснили представители Заказчика, использование слуховых аппаратов невозможно без ушных вкладышей, которые прилегают к стенкам слухового прохода и обеспечивает герметичность и комфорт, способствует правильной передаче звука, улучшению разборчивости речи.
В соответствии с п. 3.57. ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные, технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ) ушной вкладыш - это устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов.
В соответствии с п. 9.1. ГОСТа Рекомендуется при использовании слухового аппарата применять индивидуальные ушные вкладыши, особенно для аппаратов с акустическим усилением более 60 дБ.
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя о неправомерности требования в составе слухового аппарата ушных вкладышей на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 года N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" на действия ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия при проведении электронного аукциона N 0209100000116000192 на поставку слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2017 году необоснованной.
2. Производство по делу N 5 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 января 2017 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017