Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 января 2017 г. N 18/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 18/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100035616000204 "Выполнение работ (услуг) по содержанию и эксплуатации сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения объектов Ростовской таможни (Комплекс Ростовской таможни, таможенный пост ЖДПП Гуково и Волгодонский таможенный пост), а также по содержанию и эксплуатации помещений и территорий таможенного поста ЖДПП Гуково и Волгодонского таможенного поста с использованием материальных и трудовых ресурсов Исполнителя" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Пянко А.А., Шелихова А.Э.), в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100035616000204 от 21.12.2016 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2 912 000,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.12.2016 года в 00 часов 05 минут.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в Инструкции по заполнению заявки указания на требования к товарам, которые подлежат конкретизации в заявке на участие в аукционе.
В соответствии с положениями Закона заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно указать, в том числе, на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.
Внеплановой проверкой установлено, п.20 документации об аукционе содержит Инструкцию по заполнению заявки. Согласно данной Инструкции участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров (материалов, оборудования), используемых в ходе выполнения работ, соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Разделе II документации об аукционе для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, оборудования с учетом требований настоящей инструкции и правил русского языка. Такие товары обозначены в документации знаками ' '. Знак ' означает начало характеристики товара, знак ' означает окончание характеристики товара.
В Разделе II документации об аукционе отсутствуют товары, обозначенные в документации знаками ' '. Таким образом, участнику аукциона при формировании заявки на участие в закупке достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией. Описывать какие-либо товары в составе заявке не требуется. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в Техническом задании по ряду товаров установил требования, не соответствующие действующим государственным стандартам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "унитаз", в том числе, Полезный объем смывных бачков должен быть не менее 6,0 л, Полезный объем бачков должен составлять не менее 6,0 л.
Согласно п. 5.2.1 "ГОСТ 21485-94. Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия" (введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 17.03.1995 N 18-24) полезный объем бачков должен составлять не менее 6,0 л.
При этом, полезный объем смывных бачков государственный стандарт не устанавливает. Таким образом, требования Заказчика по товару "унитаз" не соответствуют ГОСТ 21485-94.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "грунтовка", в том числе, должна иметь возможность нанесения на поверхность методом пневматического и безвоздушного распыления, распылением в электрополе. Перед применением грунтовку разбавляют до рабочей вязкости сольвентом (ГОСТ 10214) или ксилолом (ГОСТ 9410).
Однако, согласно п.1.3 "ГОСТ 25129-82. Грунтовка ГФ-021. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.02.1982 N 526) для окраски изделий распылением в электрополе грунтовку разбавляют разбавителем РЭ-4В (ГОСТ 18187-72).
Таким образом, требования Заказчика по товару "грунтовка" в части разбавления до рабочей вязкости перед распылением в электрополе не соответствуют ГОСТ 25129-82.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе нестандартные и неоднозначные требования к товарам "унитаз" и "грунтовка", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 года по делу N А53-29375/2015.
Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, поскольку оно не повлияло на результаты определения подрядчика.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "кабели", в том числе: номинальная толщина наружной оболочки кабеля должна быть не менее 1,4 мм.
По мнению Заявителя, данное требование не соответствует ГОСТ 31996-2012.
Согласно п. 5.2.1.14 "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1414-ст) номинальное значение толщины оболочки одножильных кабелей и кабелей плоской формы должно быть не менее 1,4 мм, многожильных - не менее 1,8 мм.
Поскольку документация об аукционе допускала поставку одножильных кабелей, Техническое задание в данной части соответствует ГОСТ 31996-2012. Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "грунтовка", в том числе: плёнка грунтовки должна быть устойчива к изменению температуры от минус 45 до плюс 60С.
По мнению Заявителя, данное требование вводит участников закупки в заблуждение. Однако указание Заказчиком на температуру позволяет сделать вывод об указании в качестве единицы измерения градусов Цельсия. Таким образом, данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заказчик при описании товара "кран шаровой" не указал единицы измерения диаметра резьбы.
В Техническом задании Заказчик установил требования к крану шаровому, в том числе: D (диаметр резьбы) - G1. При этом, Заявитель не указывает ни единицу измерения, которая должна быть установлена Заказчиком, ни государственный стандарт, который исключает примененное Заказчиком обозначение диаметра резьбы. Таким образом, данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением требований ч.1 ст.64 Закона. По мнению Заявителя, требование Заказчика об указании в заявке конкретных значений показателей, получаемых по результатам испытаний товаров, является избыточным, поскольку данные показатели не влияют на качество товара. В качестве примера Заявитель указал трубы и клапаны радиаторные.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Обязанность по установлению в документации об аукционе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика, а также значений таких показателей, предусмотрена ч.2 ст.33 Закона.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
Внеплановой проверкой установлено, что в документацию об аукционе Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В Инструкции установил следующее: "показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ, ГОСТ Р. При этом такие показатели товаров могут быть указаны в заявке как в диапазонном (неконкретном) значении".
Таким образом, в документации об аукционе отсутствует однозначное, безальтернативного требование о необходимости указания в заявках конкретных показателей товаров, которые в силу своей физической природы (специфики), технических документов и иного, могут быть на стадии подачи заявок указаны в диапазоне.
Кроме того, Заявитель в жалобе не представил каких-либо доказательств в обоснование своего довода о том, что характеристики товаров трубы и клапаны радиаторные, определяемые по результатам испытаний, не указывают на качественные, функциональные технические и эксплуатационные свойства данного товара.
Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результаты определения подрядчика.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 января 2017 г. N 18/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2017