Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2017 г. N 44-235/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N48" (далее - Заказчик):;
ООО "МК-АЭфТ" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 425 -ЭП/17 от 11.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту индивидуального теплового пункта и узла учета тепловой энергии для СПб ГБУЗ "Поликлиника N48" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200015316000104. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 738 339,87 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие положения Закона о контрактной системе, и выразившиеся, по мнению Заявителя, в использовании при описании объекта закупки нестандартных показателей по ряду позиций, установленных Заказчиком в Техническом задании.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к конкретным показателям используемого при выполнении работ товара установлены Заказчиком в Приложении N 7 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции "Раствор тип 1" Приложения N 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: "Растворная смесь сухая кладочная на цементном вяжущем, марки по прочности не ниже М150, марки по морозостойкости F50, марки по адгезии А 0,4, марки по подвижности Пк2 или Пк3. Наибольшая крупность зерна не более 2,5 мм. Влажность должна быть не более 0,3%. Насыпная плотность нижний показатель не более 1500 кг/м3, верхний показатель не менее 1550 кг/м3. Подвижность, диапазон значений с нижним показателем более 4 см и верхним показателем не более 12 см. Водоудерживающая способность менее 93%. Прочность на сжатие в возрасте 28 суток не менее 14,0 МПа. Растворная смесь не должна быть глиносодержащей. Адгезия к основанию не менее 0,3 МПа. Морозостойкость: потеря прочности на сжатие после 50 циклов замораживания - оттаивания не более 25 %.". Согласно требованиям Технического задания вышеуказанный товар должен соответствовать ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
Вместе с тем, согласно п. 4.4 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.
В п. 4.8 вышеуказанного государственного стандарта также установлено, что влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1% по массе.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к значениям показателей " Влажность" и " Водоудерживающая способность" отличаются от значений данных показателей, которые установлены в ГОСТ 28013-98.
Установление подобных требований к значениям показателей товара приводит к ситуации, когда представленное участником закупки значение показателя будет соответствовать требованиям Заказчика, но не будет соответствовать требованиям государственного стандарта.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
К товару по позиции "Грунтовка тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Массовая доля нелетучих веществ диапазон значений с нижним показателем более 53% и менее 56 % и верхним показателем менее 65 % и более 57 %. Условная вязкость при температуре 20 0,5 оС по вискозиметру ВЗ-4 не менее 40 с. Степень перетира менее 45 мкм. Время высыхания до степени 3 при температуре 105
5 оС не более 45 мин. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3 более 0,3 условных единиц. Эластичность пленки при изгибе менее 1,5 мм. При шлифовании пленка образовывает или не образовывает ровную поверхность". Согласно требованиям Технического задания вышеуказанный товар должен соответствовать ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия".
Вместе с тем, в соответствии с п.1.4 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
|
|
|
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
1. Цвет пленки грунтовки |
Красно-коричневый, оттенок не нормируется |
По п.4.3 |
2. Внешний вид пленки |
После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой |
По п.4.3 |
3. Условная вязкость при (20,0 |
45 |
По ГОСТ 8420 |
4. Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более |
20 |
По п.4.4 |
5. Массовая доля нелетучих веществ, % |
54-60 |
По ГОСТ 17537, разд.1 и п.4.5 настоящего стандарта |
6. Степень перетира, мкм, не более |
40 |
По ГОСТ 6589* |
________________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52753-2007. - Примечание изготовителя базы данных. | ||
7. Время высыхания до степени 3, не более при (105_5) °С, мин |
35 |
По ГОСТ 19007 |
(20_2) °С, ч |
24 |
|
8. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее |
0,35 |
По ГОСТ 5233 |
9. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более |
1 |
По ГОСТ 6806 |
10. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее |
50 |
По ГОСТ 4765 |
11. Адгезия пленки, баллы, не более |
1 |
По ГОСТ 15140, разд.2
|
12. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее |
24 |
По ГОСТ 9.403, разд.2 и п.4.7 настоящего стандарта |
13. Способность пленки шлифоваться |
Пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку |
По п.4.8 |
Таким образом, при описании требований к товару "Грунтовка тип 1" Заказчиком использованы нестандартные показатели, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Установление подобных требований к значениям показателей товара приводит к ситуации, когда представленное участником закупки значение показателя будет соответствовать требованиям Заказчика, но не будет соответствовать требованиям государственного стандарта.
К товару по позиции "Гипсовые вяжущие тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Объемное расширение более 0,1 процентов". Согласно требованиям Технического задания вышеуказанный товар должен соответствовать ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия".
Вместе с тем, согласно п. 1.9 вышеуказанного государственного стандарта вяжущие, применяемые в фарфоро-фаянсовой, керамической и других отраслях промышленности, должны соответствовать дополнительным требованиям, указанным в табл.4:
|
|
|
Наименование показателя |
Вяжущие для фарфоро-фаянсовой и керамической промышленности |
Вяжущие для других отраслей промышленности |
Объемное расширение, %, не более |
0,15 |
0,2 |
Примеси, не растворимые в соляной кислоте, %, не более |
1,0 |
1,0 |
Содержание металлопримесей в 1 кг гипса, мг, не более |
8 |
8 |
Водопоглощение, %, не менее |
30 |
- |
Установленное Заказчиком требование о том, что "Объемное расширение более 0,1 процентов" позволяет участнику закупки представить значение данного показателя 0,3 процента, что не будет соответствовать требованиям государственного стандарта, но будет соответствовать требованиям Заказчика.
Таким образом, при описании требований к товару "Гипсовые вяжущие тип 1" Заказчиком использован нестандартный показатель, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 96, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК-АЭфТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2017 г. N 44-235/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017