Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2017 г. N 44-237/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Политехнический колледж городского хозяйства" (далее - Заказчик):;
ООО "Тотал Групп" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 391/17 от 11.01.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инженерных систем в здании СПб ГБПОУ "ПКГХ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 28, литер А (далее - аукцион),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200185516000087. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 239 946,67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 чт.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.01.2017 N0372200185516000087-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: " Заявка N 1 не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и документации об электронном аукционе. Участник закупки не допущен к участию в электронном аукционе и не признан участником электронного аукциона на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, так как заявка не соответствует п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, подпункту 3.1.3 пункта 3.1. раздела 3 части I документации об электронном аукционе и части II документации об электронном аукционе. (В заявке участника закупки отсутствуют конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе: в п. 19 заявки в описании товара не указан конкретный показатель минимального / максимального значения "не менее 10 бар" "не более 0,8 кВт"".
Комиссия УФАС установила, что требования к техническим, функциональным характеристикам товара, используемого при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации.
К товару по позиции 19 "Циркуляционный насос (для ИТП)" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Максимальное рабочее давление, не менее 10 бар (относится к третьему виду показателей). Режим работы - электронное регулирование скорости. Потребляемая мощность, не более 0,8 кВт (относится к третьему виду показателей)".
В соответствии с п.2 .1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Согласно аукционной документации в описании товаров, в соответствии с Приложением к техническому заданию (технической части), содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, Заказчиком указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей
2) показатели, для которых указаны варианты значений.
3) показатели, значения которых не могут изменяться.
4) показатели, для которых установлены диапазоны значений.
При этом Заказчиком установлен следующие порядок предоставления конкретных показателей товара в составе первой части заявки на участие в аукционе: " - по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения или значения, находящиеся в диапазоне значений, определенных заказчиком;
- по второму виду показателей участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара(ов), предлагаемых участником к использованию при выполнении работ. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений;
- по третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять.
- по четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона".
Участник закупки с порядковым номером 1 в составе своей заявки представил конкретные показатели товаров, необходимых для выполнения работ, в том числе, к товару по позиции 19 "Циркуляционный насос (для ИТП)" Заявитель указал следующие характеристики: "Максимальное рабочее давление, не менее 10. Режим работы - электронное регулирование скорости. Потребляемая мощность, не более 0,8 кВт".
В соответствии с требованиями Заказчика показатели " Максимальное рабочее давление" и "Потребляемая мощность" относятся к третьему виду показателей и согласно инструкции по заполнению первой части заявки, такие показатели участник закупки не вправе изменять.
Представитель Заказчика на заседании комиссии УФАС пояснил, что при описании требований к товару по позиции 19 "Циркуляционный насос (для ИТП)", в том числе к показателям " Максимальное рабочее давление" и "Потребляемая мощность" была допущена техническая ошибка.
Вместе с тем, поскольку аукционная Комиссия Заказчика проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, то Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок, поскольку участником закупки с порядковым номером 1 в составе заявки представлены конкретные показатели товаров, в соответствии с требованиями технической части аукционной документации Заказчика.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик обязан при описании требований к товару использовать показатели, которые позволяют определить соответствие предлагаемого товара его действительным потребностям.
Сведения о товаре, предлагаемом к использованию участниками закупки, рассматриваются аукционной комиссией Заказчика, в целях установления их соответствия либо несоответствия требованиям документации об аукционе.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать указания по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров, с целью исключения субъективной интерпретации и толкования требований документации об аукционе участниками закупки и аукционной комиссией Заказчика.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
Комиссия УФАС установила, Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе следующего содержания: "При предоставлении сведений под конкретными показателями понимаются характеристики товаров (использующихся при выполнении работ). В описании товаров, в соответствии с Приложением к техническому заданию (технической части), содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей
2) показатели, для которых указаны варианты значений.
3) показатели, значения которых не могут изменяться.
4) показатели, для которых установлены диапазоны значений.
При описании характеристик товаров:
- по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения или значения, находящиеся в диапазоне значений, определенных заказчиком;
- по второму виду показателей участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара(ов), предлагаемых участником к использованию при выполнении работ. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений;
- по третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять.
- по четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона".
Вместе с тем, к товару по позиции 19 "Циркуляционный насос (для ИТП)" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Максимальное рабочее давление, не менее 10 бар (относится к третьему виду показателей). Режим работы - электронное регулирование скорости. Потребляемая мощность, не более 0,8 кВт (относится к третьему виду показателей)".
Вышеуказанные показатели, согласно инструкции по заполнению первой части заявки, относятся к показателям, которые не могут изменяться, при этом участник закупки должен указать конкретное значение показателя, что не представляется возможным, поскольку Заказчиком при описании требований к показателям товара по позиции 19 использованы слова "не менее", "не более", которые характеризуют максимальные и (или) минимальные значения показателя.
Таким образом, Заказчиком установлен противоречивый порядок предоставления значений показателей товаров в составе первой части заявки, что представляет собой нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС приняла решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЭО "Наш дом" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2017 г. N 44-237/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017