Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2017 г. N 44-270/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N74" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Феникс" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 421-ЭП/17 от 11.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по аварийно-техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем зданий СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 74" в 2017 году (извещение номер 0372200030616000167) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200030616000167. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 856 601,00 рублей.
В жалобе ООО "Феникс" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- неверном установлении даты окончания предоставления разъяснений положений документации;
- нарушении правил описания объекта закупки;
- нарушении требований к содержанию проекта государственного контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе Заказчиком установлены следующие даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о нем:
"1. Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе 28.12.2016 года.
2. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе 09.01.2017 года".
Данные сроки не противоречат положениям законодательства о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 10 "Требования к товарам, использующимся при производстве работ" технического задания установлено следующее:
"10.1. Требования к товарам, используемым при производстве работ, предъявлены в приложении N3 - "Требования к материалам, используемым при выполнении работ".
10.2. Участник в форме предложение о качестве работ обязан указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным п.10 настоящего технического задания, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия п.10 настоящего технического задания указания на товарный знак используемого товара. Данные характеристики используются Заказчиком для определения соответствия товаров предлагаемых Участником к использованию при производстве работ".
При этом Приложением N 3 к техническому заданию документации об аукционе является - "Требования к объему работ". Непосредственно требования к товарам установлены в Приложении N 2 "Требованиями к материалам, используемым при выполнении работ" к Техническому заданию.
При этом инструкцией по заполнению первой части заявки не предусмотрены указания, позволяющие определить каким из приложений к Техническому заданию документации об аукционе установлены требования к товарам, сведения о которых предоставляются в составе первой части заявки участников закупки. При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 4.2.4 проекта государственного контракта установлено следующее условие: "В случае если Исполнитель предлагает использовать при выполнении работ материалы (комплектующие и оборудование), не предусмотренные сметной документацией, то в течение 10-ти (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта он обязан согласовать данные материалы (комплектующие и оборудование) с соответствующими органами: СПб ГУ "Служба заказчика администрации Кронштадтского района", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Госпожнадзор и др., за свой счет.
При невыполнении указанных требований Исполнитель обязан выполнить работы, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметной документацией".
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, использование материалов, отличных от установленных документацией об аукционе, и предложенных участником закупки к использованию, фактически изменяет предмет контракта, следовательно, требования к товарам, указанные Заказчиком в составе документации об аукционе не позволяют определить его действительные потребности, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, данный довод жалобы также является обоснованным.
3. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, пунктом 4.4 проекта государственного контракта установлено следующее условие: "Заказчик вправе потребовать расторжения Контракта в случае отсутствия, по независящим от Заказчика причинам, возможности дальнейшего финансирования Контракта", что нарушает ч. 2 ст. 34 (ч. 8 ст. 95) Закона о контрактной системе.
Также проект государственного контракта не содержит условия о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, в чем также усматривается нарушение ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы об отсутствии условий о заключении контракта с физическим лицом признаны Комиссией УФАС необоснованными.
Выявленные нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 34, 64, 70, 94, 95, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феникс" обоснованной в части доводов нарушении правил описания объекта закупки и о нарушении требований к содержанию проекта контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 34 (ч. 8 ст. 95), п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2017 г. N 44-270/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017