Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2017 г. N 44-294/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ "Академическая гимназия N 56" (далее - Заказчик);
ООО "Компания Балтфуд" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1068-ЭП/16 от 17.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузочно-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) детских садов ГБОУ "Академическая гимназия N 56" Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200082816000035.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 015 218,18 рублей.
В жалобе ООО "Компания Балтфуд" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в признании его заявки не соответствующей по результатам предквалификационного отбора.
Заказчик и считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляются в том числе и конкурсом с ограниченным участием были установлены дополнительные требования согласно приложению N 2.
Согласно ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно пп. а п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе, результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 10.01.2017, заявка Заявителя признана несоответствующей по следующим основаниям:
"Участник не соответствует единым и (или) дополнительным требованиям Обоснование принятого решения: На основании ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе и пункта 3.2.2. раздела 3 Части I конкурсной документации заявка не соответствует требованиям, установленным пунктами 3.2, 3.3.1.1. Части I, подпункта 2 пункта 7 Части II конкурсной документации и ч.1 ст.51 Закона о закупках, а именно: В конкурсной заявке отсутствует информация об ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса и форма "Анкета участника закупки" (Приложение N3 Части II к Конкурсной документации по форме 3)".
Заказчиком, в Разделе 7 Части II документации о закупке установлены требования к форме и составу заявки на участие в закупке, согласно которому:
"Заявка, представленная участником в письменной форме, должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (Приложение N2 Части II к Конкурсной документации по форме 2 и Приложение N3 Части II к Конкурсной документации по форме 3)".
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям сторон и представленной на обозрение заявке Заявителя, предложение Заявителя не содержит информацию по форме 3 Приложения N 3 Части II к Конкурсной документации в виде таблицы, установленной Заказчиком.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что часть сведений (Наименование юридического лица, место нахождения, контактный телефон, почтовый адрес) указана Заявителем в форме 2 Приложения N 2 к Конкурсной документации в составе заявки.
Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что вместо указания сведений об идентификационном номере налогоплательщика, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа по форме 3 Приложения N 3 к Конкурсной документации, Заявителем в составе заявке представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая все вышеперечисленные сведения.
Таким образом, форме заявки конкурсной комиссией Заказчика придается большее значение, чем содержанию заявки и ее сути. Несоблюдение указанной формы не искажает смысловую нагрузку и содержание заявки в единстве всех ее частей и обеспечивает возможность конкурсной комиссии Заказчика получить полную и достоверную информацию, запрашиваемую в соответствии с конкурсной документацией и положениями и части 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Представленная конкурсной комиссией Заказчика мотивированная позиция по признанию заявки несоответствующей требованиям носит формальный характер, сформирована без учета юридически и социально значимых результатов (последствий) для организации и проведения соответствующей закупки.
Так же, выводы конкурсной комиссии Заказчика об императивной необходимости строгого соблюдения определенных форм (формуляров), установленных в документации о закупке на основании ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, признается Комиссией УФАС несоответствующей требованиям закона о контрактной системе ввиду положений ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе:
"Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки".
Так же, положения ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе: "Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации" под словом "форма" имеет следующее толкование: "Участник подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа" (ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе), но не предоставление сведений по определенному документацией шаблону.
Таким образом, у конкурсной комиссии Заказчика не было оснований для отклонения заявки Заявителя, что свидетельствует о наличии в действиях конкурсной комиссии нарушения ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 51, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Балтфуд" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, организатору закупки, конкурсной комиссии не выдавать в связи с тем, что контракт на дату заседания Комиссии УФАС заключен.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2017 г. N 44-294/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2017