Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 января 2017 г. N 44-298/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУЗ "Детская городская больница N17 Святителя Николая Чудотворца" (далее - Заказчик):;
в отсутствии представителя ООО "Сапфир" (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 852-ЭП/17 от 16.01.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию здания, его элементов и инженерных коммуникаций в СПб ГБУЗ "Детская городская больница N17 Святителя Николая Чудотворца" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона с изменениями размещено 23.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200066116000155. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 866 940,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.01.2017 N0372200066116000155-4 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 19) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "На основании п.2 ч.4 ст.67 44-ФЗ, а именно несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 44-ФЗ требованиям документации об аукционе:
По позиции N4 приложения N2 технического задания указано "Основные параметры и размеры: d c цоколем E27 - не менее 32 мм.; Масса - не более 50г.; предельные значения: мощность - не более 62,9 Вт; Световой поток - не менее 680 лм; Световая отдача пред. - не менее - 10,8 лм/Вт".
В заявке участника указано: Основные параметры и размеры: d c цоколем E27 - 32 мм.; Масса - 50г.; предельные значения: мощность - 62,9 Вт; Световой поток - 680 лм; Световая отдача пред. - 10,8 лм/Вт Требование ГОСТ 2239-79, раздел 1 типы, основные параметры и размеры, таблица 1, таблица 2: d c цоколем E27 - не менее 32 мм.; Масса - не более 50г.; предельные значения: мощность - не более 62,9 Вт; Световой поток - не менее 680 лм; Световая отдача пред. - не менее - 10,8 лм/Вт. Что и является конкретными показателями.
По позиции N5 в приложении N2 технического задания указано " Требования к механическим, физическим характеристикам и к характеристикам зажигания: В - не более 596,9 не менее 594,5 мм.; Номинальный световой поток, лм, не менее - 1020; Стабильность светового потока %, не менее: после 2000 ч горения - 80 после 70% номинальной продолжительности горения - 70".
В заявке участника указано: Сведения о механических, физических характеристиках и к характеристикам зажигания: В - 595 мм.; Номинальный световой поток, лм, 1020; Стабильность светового потока %, : после 2000 ч горения - 80 после 70% номинальной продолжительности горения - 70 Требование ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84) лист с параметрами трубчатой люминесцентной лампы: Требования к механическим, физическим характеристикам и к характеристикам зажигания: В - не более 596,9 не менее 594,5 мм.; Номинальный световой поток, лм, не менее - 1020; Стабильность светового потока %, не менее: после 2000 ч горения - 80 после 70% номинальной продолжительности горения - 70. Что и является конкретными показателями.
По позиции N6 в приложении N2 технического задания указано " Требования к механическим, физическим характеристикам и к характеристикам зажигания: В - не более 1206,5 не менее 1204,1 мм.; Номинальный световой поток, лм, не менее - 2700; Стабильность светового потока %, не менее: после 2000 ч горения - 80 после 70% номинальной продолжительности горения - 70".
В заявке участника указано: Сведения о механических, физических характеристиках и к характеристикам зажигания: В - 1205 мм.; Номинальный световой поток, лм - 2700; Стабильность светового потока %,: после 2000 ч горения - 80 после 70% номинальной продолжительности горения - 70". Требование ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84) лист с параметрами трубчатой люминесцентной лампы: Требования к механическим, физическим характеристикам и к характеристикам зажигания: В - не более 1206,5 не менее 1204,1 мм.; Номинальный световой поток, лм, не менее - 2700; Стабильность светового потока %, не менее: после 2000 ч горения - 80 после 70% номинальной продолжительности горения - 70. Что и является конкретными показателями".
Требования к товарам, необходимым при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
К товару по позиции 4 "Лампа накаливания общего назначения" Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию установлены, в том числе, следующие требования: "Основные параметры и размеры: d c цоколем E27 - не менее 32 мм. Масса - не более 50г. предельные значения: мощность - не более 62,9 Вт. Световой поток - не менее 680 лм. Световая отдача пред. - не менее - 10,8 лм/Вт".
Анализ заявки Заявителя с порядковым номером 19 показал, что участником закупки представлены конкретные показатели товара, в том числе, к товару по позиции 4 "Лампа накаливания общего назначения" указаны следующие характеристики: "d c цоколем E27 -32 мм. Масса -50г. предельные значения: мощность -62,9 Вт. Световой поток -680 лм. Световая отдача номин. - 12,2 лм/Вт. Световая отдача пред. - 10,8 лм/Вт".
В инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно - то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно - то не более максимального). При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: "не более", "не менее" и т.д".
Таким образом, участник закупки представил характеристики товара по позиции 4 "Лампа накаливания общего назначения" в соответствии с вышеуказанным пунктом инструкции.
Вместе с тем, Заказчик в протоколе рассмотрения первых частей заявок ссылается на положения ГОСТ 2239-79 и положения инструкции, установленной в документации, а именно: "в случае, если в документации об аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ, то участник указывает сведения о конкретных показателях товара, соответствующих требованиям Документации об аукционе в электронной форме, с учетом ГОСТ".
В аукционной документации в п. 2.2.3 Технического задания Заказчиком установлено: "Все материалы и комплектующие, используемые при выполнения работ, должны иметь соответствующие сертификаты качества, соответствия и т.п. Технологии выполнения работ должны удовлетворять требованиям стандартов, технических условий, инструкций заводов-изготовителей, технологических карт, схемам нормативных требований к качеству строительных и монтажных работ. При выполнении работ использовать товары и материалы требования к которым, установлены в Приложении N2 к Техническому заданию в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и регламентами, предъявляемыми к данным видам работ, в том числе установлено соответствие требований ГОСТ 30849.1-2002, ГОСТ Р 51324.1-2012, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ 2239-79, ГОСТ 6825-91".
Из вышеуказанной формулировки не представляется возможным определить соотношение между товаром, требование к которому установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию и государственным стандартом, которым нормируются характеристики данного товара.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в данном случае "не более" "не менее" согласно ГОСТ являются показателями, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, Комиссия УФАС проанализировав ГОСТ 2239-79, установила, что в данном государственном стандарте не определено, какие именно значения показателей являются конкретными.
Рассмотрев также остальные основания отклонения аукционной комиссией Заказчика заявки Заявителя с порядковым номером 19, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик обязан при описании требований к товару использовать показатели, которые позволяют определить соответствие предлагаемого товара его действительным потребностям.
Сведения о товаре, предлагаемом к использованию участниками закупки, рассматриваются аукционной комиссией Заказчика, в целях установления их соответствия либо несоответствия требованиям документации об аукционе.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать указания по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров, с целью исключения субъективной интерпретации и толкования требований документации об аукционе участниками закупки и аукционной комиссией Заказчика.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в части III аукционной документации.
В том числе в данной инструкции установлено: "в случае, если в документации об аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ, то участник указывает сведения о конкретных показателях товара, соответствующих требованиям Документации об аукционе в электронной форме, с учетом ГОСТ".
Вместе с тем, документация о закупке не содержит инструкции в части порядка заполнения слов "до", "от", "не менее", "менее", "не более", "более", "выше", "ниже", и др., в случаях, если данные слова использованы в показателе, определенном государственным стандартом.
В инструкции Заказчиком также указано: "Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика (при описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "нижний предел", "менее", "более", "не менее", "не более" и "верхний предел", "менее", "более", "не менее", "не более")".
Из вышеуказанной формулировки невозможно однозначно определить слова "менее", "более" используются Заказчиком при описании требований к товару вместе со словом " нижний передел" и "верхний предел" или отдельно.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивого порядка предоставления характеристик товара в составе первой части заявки.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сапфир" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссией.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 января 2017 г. N 44-298/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2017