Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 января 2017 г. N 44-300/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ "Академическая гимназия N 56" Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "АРСС "Инжиниринговый Центр" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 836/17 от 16.01.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем охранно-пожарной, тревожной сигнализации и оповещению о пожаре и оказанию услуг по техническому обслуживанию систем контроля загазованности, установленных в помещениях зданий (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200082816000049. Начальная (максимальная) цена контракта - 876 260,15 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.01.2017 N0372200082816000049-1первой части заявки Заявителя (порядковый номер 10) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 (несоответствия информации, представленной в первой части заявки, требованиям документации об электронном аукционе): Позиция: N1 Извещатель пожарный дымовой тип 1 Требование: чувствительность должна быть в пределах от 0,05 до 0,2 дБ/м Предложение участника чувствительность в пределах нижняя граница 0,05 дБ/м, верхняя граница 0,2 дБ/м Не соответствие: согласно требования должно быть указано одно конкретное значение при этом участник указывает диапазон значений. Требование: мощность излучения от 0,01 мВт до 10 мВт Предложение участника: мощность излучения составляет величину в пределах нижняя граница 0,01 мВт, верхняя граница 10 мВт Не соответствие: согласно требования должно быть указано одно конкретное значение при этом участник указывает диапазон значений. Требование: период передачи контрольных радиосигналов должно составлять не менее 12 с, но не более 2 мин. Предложение участника: период передачи контрольных радиосигналов составляет: нижняя граница 12 с, верхняя граница 2 мин. Не соответствие: согласно требования должно быть указано одно конкретное значение при этом участник указывает диапазон значений. Позиция: N5 ППКОП тип 1 Требование: Назначение: должен предназначаться для организация охранно-пожарной, адресно-аналоговой пожарной сигнализации и оповещения на объектах различного назначения в качестве автономной радиосистемы "СТРЕЛЕЦ" или в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл". Особенности: должен выполнять функции: в радиосистеме "СТРЕЛЕЦ" координатора радиосети (КР), дочернего ПКУ или маршрутизатора; в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл" только дочернее ПКУ или маршрутизатор Предложение участника: предназначается режим 1 - для организации охранно-пожарной, адресно-аналоговой пожарной сигнализации и оповещения на объектах различного назначения в качестве автономной радиосистемы "СТРЕЛЕЦ"; режим 2 - в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл". Особенности: выполняет функции: в радиосистеме "СТРЕЛЕЦ" координатора радиосети (КР), дочернего ПКУ, маршрутизатора Не соответствие: при указании показателей со словами "или", "либо", означает, что конкретное значение должно быть выбрано из представленных вариантов значений. При этом необходимо выбрать только один из указанных через "или", "либо" вариантов. Требование: мощность излучения от 0,01 мВт до 10 мВт Предложение участника: мощность излучения нижняя граница диапазона 0,01 мВт, верхняя граница диапазона 10 мВт Не соответствие: согласно требования должно быть указано одно конкретное значение при этом участник указывает диапазон значений".
Требования к товарам, необходимым при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании.
К товару по позиции 5 "ППКОП тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Назначение: должен предназначаться для организация охранно-пожарной, адресно-аналоговой пожарной сигнализации и оповещения на объектах различного назначения в качестве автономной радиосистемы "СТРЕЛЕЦ" или в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл". Особенности: должен выполнять функции: в радиосистеме "СТРЕЛЕЦ" координатора радиосети (КР), дочернего ПКУ или маршрутизатора; в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл" только дочернее ПКУ или маршрутизатор".
Анализ заявки Заявителя с порядковым номером заявки 10 показал, что участником закупки представлены в составе заявки конкретные показатели товара, необходимого для выполнения работ. В том числе, к товару по позиции 5 "ППКОП тип 1 Российская Федерация 2 шт" представлены следующие характеристики товара: " Назначение: предназначается режим 1 - для организации охранно-пожарной, адресно-аналоговой пожарной сигнализации и оповещения на объектах различного назначения в качестве автономной радиосистемы "СТРЕЛЕЦ"; режим 2 - в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл". Особенности: выполняет функции: в радиосистеме "СТРЕЛЕЦ" координатора радиосети (КР), дочернего ПКУ, маршрутизатора; в составе "ИСБ Стрелец-Интеграл" только дочернее ПКУ, маршрутизатор".
Таким образом, Заявитель представил в составе заявки характеристики товара ( режим 1, режим 2), требования к которым не установлены Заказчиком в аукционной документации. В том числе, согласно требованиям аукционной документации, участнику закупки необходимо было выбрать одно из установленных Заказчиком вариантов назначения данного товара.
Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик обязан при описании требований к товару использовать показатели, которые позволяют определить соответствие предлагаемого товара его действительным потребностям.
Сведения о товаре, предлагаемом к использованию участниками закупки, рассматриваются аукционной комиссией Заказчика, в целях установления их соответствия либо несоответствия требованиям документации об аукционе.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать указания по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров, с целью исключения субъективной интерпретации и толкования требований документации об аукционе участниками закупки и аукционной комиссией Заказчика.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в аукционной документации установлен порядок заполнения формы "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, данный порядок предоставления конкретных показателей в составе первой части заявки носит рекомендуемый, то есть не обязательный характер, и участник закупки вправе не представлять характеристики товара в рекомендуемой Форме.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что аукционная документация Заказчика не содержит надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе. В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об из соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 ст. 31 Закона о контрактной системе запрещается заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки участника закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" лицензируемая деятельность включает в себя включает в себя следующие виды работ и услуг:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Анализ требований технического задания документации об аукционе показал, что объектом закупки является выполнение работ, входящих в перечень работ, услуг указанных в постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии е подпунктом 15 пункта 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В ходе заседания Комиссии УФАС также установлено, что в аукционной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (дающее право выполнять определенные работы) по видам работ, указанным в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 (п.2 ч.5 ст.66) Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении требования о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием конкретного вида работ.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРСС "Инжиниринговый Центр" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч.1 ст.31, п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 января 2017 г. N 44-300/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2017