Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 января 2017 г. N 48
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика- ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница"- Гаврилюк Е. Р., Черкашина Л.В.,
от ООО "ФК Сатиком" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ФК Сатиком" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321200022016000555 поставка лекарственных средств.
Заявитель считает, что действия заказчика при осуществлении закупки нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321200022016000555 поставка лекарственных средств.
Требования к товару, используемому при поставки по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. По мнению заявителя, документация об аукционе утверждена Заказчиком с нарушением Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки. Заказчиком в техническом задании для товара МНН "Йопромид" установлены требуемые характеристики:
- Требование о верхнем пределе разрешенной температуры хранения 30°С.
- Требование к периоду выведения лекарственного препарата почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы.
Как установила комиссия, на аукцион выставляется в отдельном лоте лекарственное средство под одним международным непатентованным наименованием - Йопромид;
Лекарственная форма и дозировка не являются эксклюзивными; Заказчиком заявлены лекарственные препараты МНН Йопромид с дозировками: по позиции N 1 - 370 мг йода/мл, 100 мл, по позиции N 2 - 300 мг йода/мл, 100 мл, по позиции N3 - 370 мг йода/200 мл, каждый из указанных Заказчиком лекарственный препарат в данной закупке имеет аналог.
Требования к функциональным характеристикам товара устанавливаются в соответствии с потребностями заказчика обеспечить максимальную безопасность для пациентов во время проведения КТ исследований. Ссылка на ст. 61 ФЗ N44 о взаимозаменяемости препаратов по МНН, формам выпуска, дозировкам не противоречит данной аукционной документации и не отменяет возможность эквивалентной замены по указанным параметрам, однако и не отменяет право заказчика в соответствии с действующим законодательством определять требования к характеристикам товара, соответствующие его потребностям.
Иное время выведения йопромида через почки, указанное в инструкции по медицинскому применению может иметь принципиальное значение не для времени выполнения снимков, в этом вопросе имеются абсолютно одинаковые инструкции для всех препаратов группы Йопромид, а для:
- определения времени повторного введения контрастного средства в течении одних суток при возникшей клинической необходимости;
- уменьшения риска сердечно-сосудистых осложнений
- уменьшения риска лекарственных взаимодействий
Указанное требование для заказчика является существенными, поскольку устанавливаются с целью обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований.
Этим обосновывается включение требования о периоде выведения препарата через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы. На Российском рынке зарегистрировано два лекарственных препарата МНН "Йопромид" с данной технической характеристикой в инструкции: "Ультравист" производства Байер Фарма АГ/Германия (N РУ: П N002600), "Йопромид - Биарвист" производства Ilsung pharmaceuticals (Южная Корея) (N РУ: ЛП-003696).
3. Заказчиком установлено требование к верхнему пределу разрешенной температуры хранения 30°С.
Учреждение, имея лицензию на осуществление медицинской деятельности, обязано осуществлять хранение лекарственных препаратов в соответствии с условиями хранения установленными Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств". Пунктами 32, 33 Правил, утвержденных названным приказом, регламентирована прямая обязанность лечебных учреждений обеспечивать хранение лекарственных препаратов, требующих защиты от повышенных и пониженных температурных режимов, в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной упаковке данных препаратов.
Различные требования по условиям хранения препаратов Йопромид с разными торговыми наименованиями не оказывают влияния на снижение или увеличение эффективности, безопасности или качества одного препарата в сравнении с другим и не связаны с их терапевтическим эффектом.
Следовательно, документация о закупке должна содержать технические характеристики лекарственного препарата, являющегося объектом закупки, не ограничивая при этом температуру хранения лекарственного препарата, если данное требование к температурному режиму не установлено Приказом Минздрава России от 23.08.2010 N708н, Законом об обращении лекарственных средств от 12.04.2010 N 61-ФЗ.
Таким образом, действия Заказчика, при формировании документации об аукционе не соответствуют нормам Закона N 44-ФЗ, при указании требований к верхнему пределу разрешенной температуры хранения.
Вместе с тем, указанное нарушение не могло ввести участников закупки в заблуждение и не могло повлиять на возможность подачи участниками закупки заявок на участие в торгах (что подтверждается, поданными заявками на участие в данном электронном аукционе).
Пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФК Сатиком" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321200022016000555 поставка лекарственных средств - частично обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" нарушившим требования статьи 33 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 января 2017 г. N 48
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017