Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 января 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Пару груп" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству нового корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 42" г. Перми, ул. Нестерова,18 (изв.N 0156300008716000300),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В нарушение требований Закона о закупках установлено начало срока подачи заявок.
2. Заказчиком не установлено ограничение, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N1457.
3. Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках установлена дата предоставления разъяснений положений аукционной документации.
4. В извещении о проведении электронного аукциона допущено нарушение ч. 8 ст. 42, ст. 63 Закона о закупках.
5. Исходя из требований аукционной документации, не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300008716000300, Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству нового корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 42" г. Перми, ул. Нестерова,18.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.12.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 490 442 794,51 руб.;
4) дата проведения Аукциона - 16.01.2017 г.
1. В соответствии с ч.5 ст. 63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в ст. 42 Закона о закупках.
Согласно п.6 ст. 42 Закона о закупках, в извещении об осуществлении закупки должны содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В соответствии с ч.7 ст.66 Закона о закупках, участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Исходя из совокупности изложенных положений закона следует, что дата опубликования извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте должна совпадать с датой начала подачи заявок на участие на данный аукцион.
Комиссией установлено, что извещение N 0156300008716000300 опубликовано на официальном сайте 21.12.2016 г. Дата начала подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.12.2016 г.
Из указанного следует, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
2. В ч. 3 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пп. "а", "б" п. 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" установлено, что в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности":
1. Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся:
а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза);
б) запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. Признаки нахождения организаций под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, определяются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о закупках, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках).
Комиссия отмечает, что в случае, если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
Комиссией установлено, что поименованное выше требование установлено Заказчиком, Уполномоченным органом в п.1 Раздела 4 Информационной карты документации о закупке.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о закупках.
Указанная позиция подтверждается Письмом Минэкономразвития России N12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России NАЦ/28993/16 от 28.04.2016 г.
3. В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 12.01.2017 г. Поскольку последний день для направления запроса на предоставление разъяснений требований аукционной документации - 06.01.2017 г. - пятница (праздничный нерабочий день), то принимая во внимание положения ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, последний день срока переносится на ближайший следующий рабочий день, то есть 09.01.2017 г.
Таким образом, с учетом того, что последний день для направления запроса на предоставление разъяснений требований аукционной документации - 09.01.2017 г., установление Заказчиком, Уполномоченным органом последнего дня предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации - 11.01.2017 г. не противоречит требованиям Закона о закупках.
Из указанного следует, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
4. В п. 8 ст. 42 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В п.4 ч.5 ст.63 Закона о закупках указано, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта содержится в Разделе XI документации.
Из указанного следует, что извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат положения о размере и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
5. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч.3 ст.96 Закона о закупках).
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч.5 ст.64 Закона о закупках).
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.1 ст.425 ГК РФ Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с ч.2 ст.702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные им работы после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В силу ч. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Из вышеуказанных норм ГК РФ следует, что обязательства сторон по договору подряда признаются исполненными после сдачи работ подрядчиком и их оплаты заказчиком, что с учетом требований Закона о закупках означает, что срок действия банковской гарантии должен превысить не менее чем на один месяц срок оплаты Заказчиком выполненных работ.
В проекте контракта (п.2.1) установлено, что работы, предусмотренные настоящим контрактом, должны быть выполнены в следующие сроки: начало выполнения работ: с даты заключения настоящего Контракта; окончание выполнения работ: не позднее 540 (Пятьсот сорока) календарных дней с даты заключения настоящего Контракта. Сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 3.4 контракта, порядок оплаты работ по настоящему Контракту:
3.4.1. Аванс не предусмотрен.
3.4.2. Промежуточная оплата выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется Заказчиком в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год в объеме не более 80 % (Восьмидесяти процентов) от цены Контракта за фактически выполненные работы в безналичной форме в российских рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, на основании актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3), подписанных Сторонами, и счетов-фактур в течение 30 (Тридцати) календарных дней с даты подписания указанных документов.
3.4.3. Окончательная оплата выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется Заказчиком единовременно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год в объеме не менее 20 % (Двадцати процентов) от цены Контракта за фактически выполненные работы в безналичной форме в российских рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, на основании актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3), акта приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме N КС-11 и счетов-фактур в течение 30 (Тридцати) календарных дней с даты подписания указанных документов.
Приемка работ осуществляется в порядке, установленном проектом контракта, в том числе, с учетом Раздела 7 "Порядок сдачи и приемки результата работ".
В п. 10.1 проекта контракта обозначено, что настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты заключения настоящего Контракта и действует до полного исполнения Сторонами принятых на себя по настоящему Контракту обязательств.
Согласно п.13.2 проекта контракта, в случае выбора обеспечения исполнения настоящего Контракта в виде банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При расчете срока действия банковской гарантии Исполнителю необходимо учитывать:
- срок выполнения работ Исполнителем, предусмотренный п. 2.1. настоящего Контракта;
- срок оплаты выполненных работ, предусмотренный п.3.4.3. настоящего Контракта.
Комиссией установлено, что с учетом изложенных выше положений проекта контракта участникам закупки при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, который бы соответствовал как требованиям аукционной документации, так и требованиям Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия не находит в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Пару груп" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству нового корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 42" г. Перми, ул. Нестерова,18 (изв.N 0156300008716000300) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 января 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017