Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 января 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КамаСтрой" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство учебного корпуса ГАОУ "Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина" (изв. N 0156200009916000603),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчик признал победителя электронного аукциона ООО "КамаСтрой" уклонившимся от подписания контракта в нарушение требований Закона о закупках.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009916000603 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство учебного корпуса ГАОУ "Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.11.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 251 733 710,00 руб.
4) дата проведения аукциона в электронной форме - 12.12.2016 г.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2016 г. заявка ООО "КамаСтрой" признана соответствующей требованиям аукционной документации, ООО "КамаСтрой" признано победителем электронного аукциона.
В соответствии с протоколом от 10.01.2017 г. Заказчиком принято решение о признании ООО "КамаСтрой" уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения обязательства победителя закупки по подписанию проекта контракта в регламентированные Законом о закупках сроки, а также по внесению обеспечения исполнения контракта. Кроме того, по мнению Заказчика, протокол разногласий также не был направлен в регламентированный Законом о закупках срок.
Комиссией установлено, что 29.12.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в "части 8 статьи 69" настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
30.12.2016 г., в регламентированный Законом о закупках срок, Заказчиком в адрес победителя электронного аукциона направлен проект контракта.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, окончание срока совершения действий, установленных Законом о закупках в части подписания контракта победителем электронного аукциона исходя из буквального содержания указанных норм приходится на 04.01.2017 г.
Вместе с тем, необходимо также учитывать, что в соответствии со ст.112 Трудового Кодекса Российской Федерации, нерабочими праздничными днями являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы, 7 января - Рождество Христово.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 193 Гражданского кодекса РФ установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, днем окончания срока совершения действий по подписанию контракта и предоставлению документов, подтверждающих внесение обеспечения исполнения контракта, является ближайший рабочий день, то есть 09.01.2017 г. Аналогичная правовая позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 03.02.2015 N ОГ-Д28-1903.
Комиссия также принимает во внимание предоставленные заявителем жалобы скриншоты из личного кабинета электронного интерфейса электронной торговой площадки www.rts-tender.ru (ООО "РТС-тендер") из которых следует, что крайним сроком для подписания проекта контракта ООО "КамаСтрой" являлась дата 09.01.2017.
Как следует из пояснений сторон и материалов жалобы, 09.01.2017 г. контракт не был подписан лицом, имеющим право действовать от имени победителя закупки.
Вместе с тем, согласно ч.4 ст.70 Закона о закупках, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с "частью 2" настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
Согласно ч.5 ст.70 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с "частью 4" настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с "частью 4" настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в "части 8 статьи 69" настоящего Федерального закона.
В ч.13 ст.70 Закона о закупках установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный "частью 4" настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в "части 8 статьи 69" настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные "статьей 37" настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Поскольку протокол подведения итогов электронного аукциона опубликован Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы 29.12.2016 г., то регламентированный срок для направления протокола разногласий победителем закупки истекает 11.01.2017 г.
ООО "КамаСтрой" при исчислении сроков направления протокола разногласий и подписания контракта приняло во внимание часть 3 статьи 70 Закона о закупках, которая обязывает победителя аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта, предоставить подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта, либо в случае наличия разногласий по проекту контракта, направить протокол разногласий.
При этом необходимость победителю аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта разместить проект контракта, подписанный победителем такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, возникает только в случае отсутствия у победителя аукциона разногласий с предложенным для подписания проектом контракта.
Установлено, что 09.01.2017 г., в пределах регламентированного Законом о закупках срока, ООО "КамаСтрой" направлен протокол разногласий в адрес Заказчика. Данный протокол не был обработан Заказчиком в порядке, установленном Законом о закупках, в связи с чем, Заказчиком нарушены требования ч.5 ст.70 Закона о закупках.
Кроме того, исходя из ч.13 ст.70 Закона о закупках, с учетом положений ст.193 Гражданского Кодекса Российской Федерации, у Заказчика отсутствовали достаточные основания для признания ООО "КамаСтрой" уклонившимся от заключения контракта 10.01.2017 г., в связи с чем Заказчиком нарушены требования ч.13 ст.70 Закона о закупках.
При этом, возражения заказчика о необоснованности протокола разногласий от 09.01.2017 при нарушении заказчиком порядка, предусмотренного статьей 70 Закона о закупках, и отсутствии нарушений такового победителем аукциона, комиссия отклоняет как преждевременные.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КамаСтрой" на действия ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство учебного корпуса ГАОУ "Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина" (изв. N 0156200009916000603) обоснованной.
2. Признать в действиях ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края" нарушения ч.5, ч.13 ст.70 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края", оператору электронной торговой площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГКУ "Управление капитального строительства Пермского края" к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 января 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017