Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 января 2017 г. N А08-01-17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Реал" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "УГХ") и Единой комиссии по проведению закупок (далее - Единая комиссия МКУ МО МГП "УГХ") при проведении открытого конкурса N0310300003116000094 на ручную уборку территорий Моздокского городского поселения в 2017 году (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
09 января 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Реал" (далее - Заявитель) о нарушении муниципальным заказчиком МКУ МО МГП "УГХ" и Единой комиссией МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Конкурса Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что:
1. В извещении N0310300003116000094 и Документации о проведении открытого конкурса (далее - Конкурсная документация) в части установления требований к участникам закупки, указано: "Наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Виды работ (услуг): сбор отходов I-IV класса опасности, транспортирование отходов I-IV класса опасности". Однако предметом торгов является уборка и вывоз твердых бытовых отходов, относящихся исключительно к 4-му классу опасности, что повлекло ограничение количества участвующих в Конкурсе, через незаконное установление требования лицензии 1-4 классов отходов.
Также в Конкурсной документации данное требование отсылает к позиции N15, однако, в Конкурсной документации эта позиция отсутствует. Всего же позиций в документации 12, но Конкурсная документация отсылает помимо указанной выше позиции N15 и к позициям 24 и 25. Тогда как позиции 24 и 25, отсутствуют в документации.
В извещении установлены ограничения по кругу участников в конкурсе. Торги размещены только для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, то есть существует противоречие между извещением и документацией, что в свою очередь влечет ограничение участия в Конкурсе.
2. Протокол вскрытия исправлялся Заказчиком. Имеются первая недействующая версия и вторая версия протоколов, с указанием якобы неверных сведений по второй заявке. При сравнении этих протоколов, расхождений сведений по второй заявке не выявлено. Имеющиеся отличия в протоколе, не имеют принципиального значения и отличия.
3. 30 декабря 2016 года Единой комиссией МКУ МО МГП "УГХ" заявка Заявителя N3 была рассмотрена и оценена. Оценка заявки была проведена с нарушением порядка, указанного в Конкурсной документации. В итоге, предложив лучшие условия исполнения контракта, Заявитель занял второе место.
В ходе оценки непонятным образом, Заказчиком приняты к оценке показатели второй заявки. По мнению Заявителя, Единая комиссия МКУ МО МГП "УГХ" вообще не оценивала заявку, которая ни по одному из указанных подкритериев не могла получить более нуля баллов.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что Извещение и Конкурсная документация не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а Единой комиссией МКУ МО МГП "УГХ" с нарушением порядка, указанного в Конкурсной документации, были оценены заявки.
В объяснении по существу жалобы МКУ МО МГП "УГХ" указало, что 29 декабря 2016 года в 11.46 часов по Московскому времени Заявителем была подана заявка на участие в открытом конкурсе (порядковый номер заявки -3). Всего на участие в конкурсе поступило 3 заявки.
29 декабря 2016 г. в 12.00 часов по Московскому времени Единой комиссией МКУ МО МГП "УГХ" в присутствии участников закупки было проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 29.12.2016 г. NПВК2 для закупки N0310300003116000094 (далее - Протокол) был размещен в Единой информационной системе (далее - ЕИС) 30.12.2016 г., т.е. в установленный законом срок и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Единая комиссия МКУ МО МГП "УГХ" осуществила оценку всех поступивших заявок на участие в конкурсе для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации, а также в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 и приняла следующие решения: победителем признан участник с номером заявки N1 -ООО "Спектр", второй номер присвоен участнику с номером заявки N3 -ООО "Реал".
Обжалование Заявителем положений документации, может быть только до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно части 4.1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с чем, Заказчиком как в извещении об осуществлении закупки, так и конкурсной документации (п. 10 раздел 1 информационной карты) было установлено, что участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, МКУ МО МГП "УГХ" считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 08 декабря 2016 года в Единой информационной системе МКУ МО МГП "УГХ" разместило извещение N0310300003116000094 о проведении открытого конкурса на ручную уборку территорий Моздокского городского поселения в 2017 году (далее - Извещение) и Конкурсную документацию, утвержденную Распоряжением N4-ОК 08.12.2016 г. директором МКУ МО МГП "УГХ" Тугановой И.А. (далее - Конкурсная документация). Сослано указанным документам: 29 декабря 2016 года 12.00 часов по Московскому времени - дата и время окончания подачи заявок.
09 января 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Реал" о нарушении муниципальным заказчиком МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Конкурса Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. На основании изложенного, жалоба Заявителя в части обжалования положений Конкурсной документации не рассматривается.
2. Согласно части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Таким образом, жалоба Заявителя в части обжалования результатов оценки по указанным критериям Комиссией Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок не рассматривается.
3. В соответствии с частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в Единой информационной системе.
29 декабря 2016 г. в 12.00 часов по Московскому времени Единой комиссией МКУ МО МГП "УГХ" было проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Протокол, соответствовавший требованиям части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, был размещен в ЕИС 30.12.2016 г. в 12-59, а 30.12.2016 г. в 16-54 размещены исправления к Протоколу, которые не имеют принципиального значения и отличия, т.е. в установленный Законом о контрактной системе срок и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Протокол был размещен в ЕИС.
4. Согласно Извещению предметом Конкурса является ручная уборка территорий Моздокского городского поселения в 2017 году.
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе Извещение содержит требование к участникам закупки - наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Виды работ (услуг): сбор отходов I-IV класса опасности, транспортирование отходов I-IV класса опасности. Тогда как, предметом торгов является уборка и вывоз твердых бытовых отходов, относящихся исключительно к 4-му классу опасности.
То есть, Заказчиком установлено в Извещении требований к участникам закупки, не предусмотренное Законом о контрактной системе, соответственно, Извещение не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", устранившего в Извещении требования к участникам закупки, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя, так как Единая комиссия МКУ МО МГП "УГХ" не отклонила заявки на участие в Конкурсе, которые не содержали лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Виды работ (услуг): на сбор отходов I-IV класса опасности, транспортирование отходов I-IV класса опасности.
5. Кроме того, согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с рядом требований, установленных указанной частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Однако, в нарушении части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе пунктом 15 Информационной карты Конкурсной документации не установлены требования к участникам закупки, которые должны быть установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", утвердившего Конкурсную документацию с нарушением требований части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать необоснованной жалобу ООО "Реал" на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" и Единой комиссии МКУ МО МГП "УГХ" при проведении открытого конкурса N0310300003116000094 на ручную уборку территорий Моздокского городского поселения в 2017 году.
2. Признать МКУ МО МГП "УГХ" нарушившим требования пункта 1 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Конкурса и определение исполнителя, МКУ МО МГП "УГХ" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА08-01/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц МКУ МО МГП "УГХ", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 января 2017 г. N А08-01-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017