Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 марта 2016 г. N 85-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник отдела;
Полухин С.И.. - зам. председателя Комиссии, зам. начальника отдела;
Грибанова Н.А. - член комиссии, ведущий специалист - эксперт,
в присутствии:
представителей государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный технический университет":
Тютюнцева М.В. (доверенность N01.01.01.-39/118 от 17.03.2016 г.);
Анохина В.А. (доверенность N01.01.01.-39/117 от 17.03.2016 г.);
Битюковой Л.А. (доверенность N01.01.01.-39/119 от 17.03.2016 г.);
Гришкиной Н.В. (доверенность N01.01.01.-39/121 от 17.03.2016 г.),
в отсутствие представителей ООО "Стройинвест", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный технический университет" в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении открытого электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отопления в общежитии N4 ФГБОУ ВО "ВГТУ" (N извещения 33110000191600007),
у с т а н о в и л а:
11.03.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный технический университет" в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении открытого электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отопления в общежитии N4 ФГБОУ ВО "ВГТУ" (N извещения 33110000191600007) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя были нарушены его права и законные интересы вследствие не указания в контракте размера штрафа в виде фиксированной суммы в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также не установления в документации об аукционе дополнительных требований к участникам закупки установленных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99.
Представитель государственного заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" доводы Заявителя считает необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
20.02.2016 г. государственным заказчиком - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" было размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту отопления в общежитии N4 ФГБОУ ВО "ВГТУ" (N извещения 33110000191600007).
Согласно требованиям п. 4. ст. 34 Закона о контрактной системе заказчиком в п. 6.2. и. п. 6.4. проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту отопления в общежитии N 4 ФГБОУ ВО "ВГТУ" предусмотрено обязательное условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором. Вышеуказанными пунктами проекта договора указаны, определенные п. 4, п. 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, размеры штрафов в процентном порядке от цены договора за неисполнение, ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных договором. п. 6.2. и. п. 6.4. проекта договора предусмотрено установление штрафов за неисполнение, ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, и в виде фиксированной суммы без указания размера штрафов. Т.к. согласно положениям Письма ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил (4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн.рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн.рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.)
Также, типовыми положениями, включаемыми в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (приложение к письму ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14) предусмотрено, что размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Рекомендация о целесообразности установления в проекте контракта установления штрафа в виде фиксированной суммы носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Таким образом, на основании вышеизложенного, проект договора на выполнение работ по капитальному ремонту отопления в общежитии N 4 ФГБОУ ВО "ВГТУ" соответствует требованиям Закона о контрактной системе и включает в себя все обязательные условия, предусмотренные законодательством РФ о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия нарушений в действиях государственного заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" в части не указания в контракте размера штрафа в виде фиксированной суммы в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, не усматривает.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из анализа ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и Постановления N99 по смыслу названных норм законодательства РФ следует, что дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком при проведении следующих способов закупок: конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов, а также всех видов аукционов, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе.
Предусматривается обязанность заказчика на установление дополнительных требований к участникам закупок по коду 43 ОКДП 2 034-2014, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 987 654,91 рублей в связи с чем заказчику необходимо установить в документации об электронном аукционе дополнительные требования, предусмотренные п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 04.022015 N99.
Согласно п.1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства от 05.06.2008 г. N437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 27.05.2015 г. N Д28и-1361 закупка работ строительных, включенных в код 45 ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн.рублей осуществляется путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99.
Изучив положения документации об аукционе, а также требования к участникам закупки, установленные в ней, Комиссией было установлено отсутствие дополнительных требований к участникам аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях государственного заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" нарушений п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в части не установления в документации об аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе .
Вместе с тем, в процессе рассмотрения жалобы, Комиссией было установлено, что Заявитель за разъяснениями положений документации об аукционе к заказчику не обращался, тем самым не представил доказательств о нарушении прав Заявителя.
Принимая во внимание отсутствие представителя Заявителя (уведомленного надлежащим образом), возможности у Комиссии задать представителю Заявителя вопросы, а также учитывая количество поданных заявок (56 шт.), Комиссия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия государственного заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении открытого электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту отопления в общежитии N4 ФГБОУ ВО "ВГТУ" (N извещения 33110000191600007) частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" нарушения п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в части не установления в документации об аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая отсутствие нарушений прав Заявителя действиями государственного заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет" предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 18.03.2015 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Член Комиссии С.И. Полухин
Н.А. Грибанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 марта 2016 г. N 85-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2017