Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2017 г. N 2-57-102/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ": А.В. Муханова, Я.А. Болотова,
в отсутствие представителей ООО "Титан", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/675 от 11.01.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Титан" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта лечебных помещений воздушно-капельной инфекции, первого этажа инфекционного корпуса ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N 0373200005816000571) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/675 от 11.01.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) установления неправомерных требований к товарам;
2) размещения аукционной документации в формате, не позволяющем участникам закупки осуществлять поиск и копирование фрагментов текста.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В жалобе Заявителя указано, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
-в инструкции по заполнению первой части заявки установлено "В случае отсутствия в нормативной документации значений потребуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых припроизводстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указывать "отсутствует"", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку установлены требования к оформлению заявки на участие в аукционе.
-установлены излишние требования к товарам, в частности пп. Блоки стеновые (Теплопроводность), Бруски обрезные (Влажность древесины), Ванны чугунные эмалированные, Винты самонарезающие (Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц), Кислород газообразный технический (Объемная доля водяных паров), Краски масляные жидкотертые, МА-15 сурик железный для окраски по металлу (Массовая доля пленкообразующего вещества), Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная (Сопротивление паропроницанию), Лента самоклеящаяся внутреннего слоя монтажного шва (Прочность сцепления при отслаивании), Пленка полиэтиленовая (Плотность при 20 °С).
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представили сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
-п.13 Вентиляторы с электропродвигателем на одной оси круглый канальный: "степень защиты выше IP 33", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку отсутствует максимальное значение показателя, однако согласно п.4.2 ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками" для параметра "степень защиты I" установлено конкретное значение от 0 до 6, для параметра "степень защиты Р" установлено конкретное значение от 0 до 8.
-п.21 Дверной доводчик для маятниковой двери: "Величина качания (люфт) новых доводчиков маятниковых дверей относительно нулевого положения и после 500000 циклов наработки до 6* мм", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Заказчик объединил два различных параметра, при этом запрашивая одно значение, что подтверждается ГОСТ 56177-2014 "Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия": "Величина качания (люфт) новых доводчиков маятниковых дверей относительно нулевого положения не должна превышать 3 мм, после 500000 циклов наработки - не более 6 мм".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
-в технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку требования установлены таким образом, что не позволяют определить какой ГОСТ к какому товара соответствует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, что позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе на основании установленных стандартов.
-в инструкции по заполнению первой части заявки установлено "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "\", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "/", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что, по мнению Заявителя неправомерно.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения инструкции по заполнению первой части заявки не вводят участников закупки в заблуждение, а также позволяют сформировать заявку на участие в аукционе.
-п.9 Болты с шестигранной головкой: "тип резьбы М6, М8, М10; номинальная длина: от 40 до 100* мм", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности а и в". В жалобе Заявителя указано, что ГОСТ Р ИСО 4014-2013 устанавливает конкретные значения для параметра "номинальная длина".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ Р ИСО 4014-2013 для типов резьбы М6, М8, М10 номинальная длина установлена от 40 до 100 мм.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
2) По мнению Заявителя, аукционная документация размещена в формате, не позволяющем участникам закупки осуществлять поиск и копирование фрагментов текста, что ограничивает количество участников закупки.
На основании ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническая часть аукционной документации размещена в формате, позволяющем участникам закупки осуществлять поиск и копирование фрагментов текста, а также указанный файл имеет распространенный и открытый формат, не зашифрованный и не защищенный иными программными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных технологических средств.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком на официальном сайте размещенная аукционная документация не создает препятствий для поиска, копирования и ознакомления с текстом документа.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость указанного довода жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки в связи с невозможностью формирования участниками закупки заявки на участие в аукционе с использованием документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено две заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Титан" на действия ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации, а также установление неправомерных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2.Признать в действиях Заказчик нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Бруев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ"
125373, г.Москва, Героев Панфиловцев, ДОМ 28
2. ООО "Титан"
119049, г. Москва, переулок Земледельческий, д. 7
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-102/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
13.01.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
на основании решения Комиссии от 13.01.2017 по делу N 2-57-102/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Титан" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта лечебных помещений воздушно-капельной инфекции, первого этажа инфекционного корпуса ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N 0373200005816000571) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе и заключении государственного контракта не учитывать в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России (от 13.01.2017 по делу N 2-57-102/77-16) следующие требования , а именно:
-излишние требования к товарам по пп. Блоки стеновые, Бруски обрезные, Ванны чугунные эмалированные, Винты самонарезающие, Кислород газообразный технический, Краски масляные жидкотертые, МА-15 сурик железный для окраски по металлу, Лента предварительно сжатая саморасширяющаяся уплотнительная, Лента самоклеящаяся внутреннего слоя монтажного шва, Пленка полиэтиленовая.
-положения инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае отсутствия в нормативной документации значений потребуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых припроизводстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указывать "отсутствует""
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 13.01.2017 по делу N 2-57-102/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 25.02.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Бруев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2017 г. N 2-57-102/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017