Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2016 г. N 2-57-15853/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей:
Департамента строительства города Москвы: Севостьянова С.А.,
в отсутствии представителей ООО "Титан", уведомлены письмом Московского УФАС России N10/62544 от 26.12.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Титан" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по объекту: Дошкольное отделение на 225 мест ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 978 (на месте сноса здания действующего ДОУ N 64) по адресу: Варшавское ш., вл. 49, корп. 2, район Нагатино-Садовники, ЮАО города Москвы(среди субъектов малого предпринимательства) (среди субъектов малого предпринимательства) (Закупка N 0173200001516000499) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации излишних требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно: п.1 "Трубы из чугуна с шаровидным графитом", п.2 "Краски масляные", п.4 "Растворы", п.5 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые", п.6 "Кирпич керамический", так, например, Заказчиком установлены требования к товару п.6 "Кирпич керамический" по параметрам "вспучивающиеся включения", "группа изделий по теплотехническим характеристикам", что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил документы, подтверждающие возможность указания вышеуказанных сведений о товаре без проведения испытаний над определенной партией товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе участниками закупки подано 5 заявок, при этом все заявки допущены к участию в аукционе, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Также, Заявитель обжалует установление излишних требований к товарам именно:
- п.4 "Растворы": марка по морозостойкости - F35 до F200*, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно требованиям ГОСТ 28013-98 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200;
- п.4 "Растворы": класс материала по удельной эффективной активности естественных радионуклидов - I;II, удельная эффективная активность естественных радионуклидов материалов, применяемых для приготовления растворных смесей - не более 740 Бк/кг, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно требованиям ГОСТ 28013-98 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) класс растворов по удельной эффективной активности естественных радионуклидов II применяется при дорожном строительстве в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительство производственных сооружений, при этом объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по объекту: Дошкольное отделение на 225 мест ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 978 (на месте сноса здания действующего ДОУ N 64) по адресу: Варшавское ш., вл. 49, корп. 2, район Нагатино-Садовники, ЮАО города Москвы(среди субъектов малого предпринимательства) (среди субъектов малого предпринимательства). Представитель Заказчика пояснил, что Заказчик допускает применение растворов второго класса для работ по устройству наружных инженерных сетей и покрытия проездов тротуаров, дорожек и площадок, предусмотренных Приложением N4 к проекту контракту;
п. 9 "Плитки керамический для полов": номинальные размеры плиток ширина: 195*-198; 325*-328; 295*-298* мм, номинальные размеры плиток длина - 325*- 328; 495*-498, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как такой параметр, как номинальный размер плиток не может иметь диапазонное значение, а должен быть конкретным. Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 25346-2001;
- Согласно доводам Заявителя, список ГОСТов, требование о соответствии которым установлено аукционной документацией, может вводить участников Закупки в заблуждение и препятствовать корректному оформлению заявки на участие в Аукционе, так как ни в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, ни в Техническом задании не содержатся указания на то, какими именно ГОСТами и пунктами в таких ГОСТах следует руководствоваться при предоставлении сведений в первой части заявки. На заседании Комиссии Управления установлено, что в Форме 2 содержится список конкретных ГОСТ которым должны соответствовать товары, в том числе с указанием наименований данных ГОСТ, что позволяет участникам закупки идентифицировать указанные ГОСТ и подготовить заявку на участие в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с данными производителей а также требованиям стандартов.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установление требования вышеуказанным образом может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Титан" на действия Департамента строительства города Москвы" обоснованной в части установления излишних требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.А. Орехов
А.Г. Абегян
Исп. Абегян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 декабря 2016 г. N 2-57-15853/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2017