Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 января 2017 г. N РЗ-9/17
Резолютивная часть решения оглашена "19" января 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "24" января 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководителя управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
вприсутствии на рассмотрении жалобы представителей:
управления строительства и инвестиций<_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителейООО СК "Дубрава", ООО "Стройинвест",
рассмотрев жалобыООО СК "Дубрава" (вх. от 13.01.2017 N 144, 18.01.2017 N 30ФАСэ), ООО "Стройинвест" (вх. от 13.01.2017 N 151), (далее - Заявители) на действия Управления строительства и инвестиций Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003016007739 на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция жилого корпуса N3 и строительство жилого корпуса N6 ТОГБСУ СОН "Психоневрологический интернат N3", расположенного по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, п.Зеленый",и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области 17.01.2017 опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок изменение извещения N 0164200003016007739 о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция жилого корпуса N3 и строительство жилого корпуса N6 ТОГБСУ СОН "Психоневрологический интернат N3", расположенного по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, п.Зеленый" (далее - Аукцион).
Заказчик - Управление строительства и инвестиций Тамбовской области.Начальная (максимальная) цена контракта - 247 156 430,00 руб.
ООО СК "Дубрава" (Заявитель 1) и ООО "Стройинвест" (Заявитель 2), считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобой в Тамбовское УФАС России.
В качестве доводов Заявитель 1 указал следующее:
- в проекте контракта не указан конкретный срок действия обеспечения исполнения контракта;
- в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
- Заказчикомпри описании объекта закупки предъявлены избыточные требования к материалам.
Заявитель 2 считает, что Заказчик в документации обязан установить условие о поэтапной оплате выполненных работ, что не было исполнено.
Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалоб (вх. от 19.01.2017 N 254, 255, 256) и просили отказать в их удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителей, поясненияЗаказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
I.По жалобе ООО СК "Дубрава" Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
1.1. Заявитель 1 в своей жалобе указывает, что Заказчиком в проекте контракта и аукционной документации не установлены конкретные сроки, позволяющие определить минимальный срок действия банковской гарантии.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод жалобы необоснованным в силу следующего.
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Данное требование Закона о контрактной системе не дает заказчику права требовать от участников предоставления банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта, со сроком действия в виде конкретной календарной даты, чтобы не привести к необоснованному ограничению прав участников закупки.
Заказчиком в п. 8.4 документации об аукционе предусмотрено, что "исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет, указанный в Информационном паспорте аукциона, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Пунктом 13.2 проекта государственного контракта установлено: "Срок исполнения контракта - 31 декабря 2019 года включительно".
Таким образом, наличие в контракте данных сроков позволяет участникам закупки рассчитать сроки действия банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта,в соответствии с положениями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
1.2.Заявитель 1 указывает, что в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Рассмотрев данный довод, Комиссия Тамбовского УФАС России, пришла к нижеследующему.
Согласно ч. 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что проект контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция жилого корпуса N3 и строительство жилого корпуса N6 ТОГБСУ СОН "Психоневрологический интернат N3", расположенного по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, п.Зеленый", размещенный на сайте Единой информационной системы в сфере закупок,содержитобязательное условие, предусмотренное ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе: "Возврат Государственным заказчиком Генподрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Генподрядчиком) осуществляется в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных п. 1.1. Контракта и приемки работ Государственным заказчиком" (пункт 13.5 проекта контракта).
Таким образом, нарушение Закона о контрактной системе не подтверждено.
Исходя из изложенного, рассмотренный довод жалобы Комиссия Тамбовского УФАС России признает необоснованным.
1.3.ООО СК "Дубрава" считает, что Заказчиком при описании объекта закупки предъявлены избыточные требования к материалам, тем самым имеются признаки ограничения доступа к участию в закупке. Кроме того, Заявитель 1 указывает, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки разъяснены не все символы и значения, установленные в требованиях к характеристикам материалов.
При этом, Заявитель в жалобе не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, какие затруднения в заполнении заявки и участия в аукционе создают обжалуемые им положения документации Аукциона. Представительство в заседании Заявителем жалобы также не обеспечено, в связи с чем, устных пояснений по доводам жалобы не представлено.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исходя из анализа обжалуемых позиций "Требованияк техническим характеристикам материалов,используемых для выполнения работ" (Приложение N к аукционной документации N 0164200003016007446) и инструкции участникам закупки по заполнению первых частей заявок (Приложение к требованиям к материалам), считает данный довод Заявителя необоснованным в силу следующего.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (Приложение к требованиям к материалам) установлено следующее:
"_Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины (кроме нижеописанных исключений).
Характеристики, перед которым одновременно указаны знаки "*:" (или ":*"). По таким показателям допускается указать конкретный показатель товара в виде диапазонного значения.
При применении в описании фракции щебня скобочек, участнику необходимо сделать выбор между значением в скобках и значением, стоящим перед скобками.
В случае, если для товара издан и вступил в силу более новый ГОСТ, чем тот, который указан в задании заказчика, участник вправе представить товар соответствующий ГОСТу, указанному заказчиком, либо более новому ГОСТу. При поставке товара, соответствующего более новому ГОСТу об этом необходимо указать в заявке. В случае, если в отношении товара (в соответствующем пункте) не указан ГОСТ, либо указан ГОСТ, который не имеет никакого отношения к данному товару, участник вправе представить товар, показатели которого могут отличаться от установленных действующим ГОСТом....".
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указании в заявке на участие в аукционе характеристик товара участниками закупки по многим позициям возможно указать конкретный показатель в виде диапазонного значения в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в Приложении N 1 и действующими ГОСТами и иными нормативно-техническими документами, что позволяет участнику закупки заполнить заявку, не имея товары и их сопроводительные документы в наличии.
Ссылка заявителя жалобы на указания Федеральной антимонопольной службы, изложенные в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, является несостоятельной, поскольку обозначенные рекомендации ФАС России неприменимы для рассматриваемого аукциона и его требований к материалам. В данном аукционе отсутствуют требования о представлении исключительно конкретных численных значений характеристик материалов, о чем указано выше. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционевозможно указать диапазонные значения в соответствии с действующими ГОСТами.
Проанализировав инструкциюпо заполнению заявки на участие в аукционе (Приложение к требованиям к материалам), Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что установленная в документации об аукционе инструкция по заполнению заявки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, носит ясный характер, использованные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установлены в соответствии с действующим законодательством.
II.ООО "Стройинвест" считает, что Заказчик в документации обязан установить условие о поэтапной оплате выполненных работ в соответствии с п. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, но что отсутствует в документации.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В силу ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Методика составления указанных графиков в настоящее время не утверждена.
Таким образом, сделать однозначный вывод о наличии в действиях Заказчика нарушений норм ст. 110.2 Закона о контрактной системе в настоящее время невозможно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобыООО СК "Дубрава", ООО "Стройинвест"необоснованными.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 января 2017 г. N РЗ-9/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2017