Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 января 2017 г. N 595/05-02
Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Спецавтохозяйство" (далее также - заявитель), представителя не направили, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя,
от заказчика - Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, начальник МУ "Управление городского хозяйства" Киселев Михаил Владимирович;
от уполномоченного органа - Администрация городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области (далее - уполномоченный орган), представитель по доверенности Ульянычев М.А.;
от оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" - представителя не направили, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от ООО "СудСтройСервис" - представитель по доверенности Баскаков И.Н.,
рассмотрев жалобу ООО "Спецавтохозяйство" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в 2017-2019 г (извещение N 0171300007116000035) (далее - аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Спецавтохозяйство" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в 2017-2019 г (извещение N 0171300007116000035).
По мнению заявителя, заключение муниципального контракта по итогам проведения аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в 2017-2019 г на условиях, определенных заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, невозможно, поскольку, во-первых, порядок оплаты выполненных подрядчиком работ определен заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта противоречивым образом, во-вторых, срок начала выполнения работ, являющихся предметом закупки, установлен заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта необъективным образом.
На основании вышеизложенного, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа отметили, что, действительно, проект муниципального контракта не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, соответственно, заключение и исполнение в последующем данного муниципального контракта на таких условиях невозможно. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об аннулировании данной закупки.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской обл., в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.12.2016 г. извещение N 0171300007116000035 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в 2017-2019 г вместе с аукционной документацией.
Оценивая довод заявителя о том, что порядок оплаты выполненных подрядчиком работ определен заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта противоречивым образом, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Следовательно, условие о порядке и сроках оплаты выполненных подрядчиком работ являются одними из существенных условий муниципального контракта.
Так в пункте 4.1 раздела 4 "Стоимость и порядок расчетов" проекта муниципального контракта указано, что цена контракта определена проектно-сметным методом и по результатам электронного аукциона составляет ____________________ рублей, в том числе:
1) 2017 год - _____________________________________________________ рублей; (ежемесячно______)
2) 2018 год - _____________________________________________________ рублей;
(ежемесячно---__________)
3) 2019 год - _____________________________________________________ рублей
(ежемесячно_________) (у учетом НДС/либо без НДС).
Иными словами, указанным выше положением проекта муниципального контракта, который по итогам проведения данного аукциона в электронной форме должен быть заключен между сторонами, определен, в том числе, порядок оплаты выполненных подрядчиком работ, являющихся предметом данной закупки, по которому оплата за такие работы может быть произведена как в пределах предполагаемых к выделению денежных сумм в рамках каждого календарного года в течение трех лет, так и в течение каждого месяца на протяжении трех лет на основании предполагаемых к выделению в каждом году ежемесячных платежей.
Исходя из пункта 4.4 раздела 4 "Стоимость работ и порядок расчетов" проекта муниципального контракта оплата по муниципальному контракту осуществляется по факту качественно выполненных объемов работ по итогам календарного года, в российских рублях, по безналичной форме расчетов, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ по мере поступления денежных средств из бюджета городского поселения Гаврилов-Ям.
То есть в данном случае оплата за выполненные подрядчиком работы определена заказчиком и уполномоченным исключительно по итогам каждого календарного года.
Пунктом 7.1 раздела 7 "Порядок сдачи приемки работ" проекта муниципального контракта установлено, что промежуточная приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком ежемесячно.
Результаты выполненных работ по Контракту отражаются Заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержат информацию об исполнении (частичном исполнении) Контракта, о соблюдении сроков исполнения Контракта, о ненадлежащем исполнении Контракта, о санкциях, и других расходах, подлежащих возмещению Исполнителю, которые применены в связи с нарушением условий Контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении Контракта в ходе его исполнения.
Из системного толкования вышеприведенных положений проекта муниципального контракта следует, что заказчиком и уполномоченным органом согласно проекту муниципального контракта, который будет заключен по итогам проведения настоящей закупки, оплата выполненных подрядчиком работ может быть произведена как ежемесячно (пункты 4.1 и 7.1 проекта муниципального контракта), так и по итогам календарного года (пункты 4.1 и 4.4 проекта муниципального контракта).
Следовательно, заказчиком и уполномоченным органом порядок оплаты выполненных подрядчиком работ установлен в заключаемом по итогам проведения данного аукциона в электронной форме проекте муниципального контракта противоречивым образом (ежемесячно или по итогам календарного года), что приводит к невозможности заключения контракта, поскольку в данном случае существенные условия контракта (порядок оплаты выполненных работ) не определены и в случае заключения такого контракта, последний может быть признан незаключенным и недействительным, и является нарушением части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о том, что срок начала выполнения работ, являющихся предметом закупки, установлен заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта необъективным образом, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 5 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме установлены сроки выполнения работ:
начало выполнения работ - с момента подписания муниципального контракта, но не ранее 01.01.2017 г.; окончание выполнения работ - 31.12.2019 г.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Разделом 5 "Сроки выполнения работ" проекта муниципального контракта сроки выполнения работ определены следующим образом: начало выполнения работ: 1 января 2017 года, срок окончания выполнения работ: 31 декабря 2019 года.
Исходя из части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 13 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что дата и время окончания подачи заявок: 12.2016 в 08:00.
Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В пункте 13 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что дата окончания срока рассмотрения первых частей 26 декабря 2016 года.
Исходя из части 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 13 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме установлено, что дата проведения аукциона в электронной форме - 29.12.2016 г.
Частью 5 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что вторые части участников закупки были рассмотрены Единой комиссией заказчика 11 января 2017 года (протокол подведения итогов электронного аукциона от 11 января 2017 года N 24-1/16ЭА).
В соответствии с частями 2-9 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Соответственно, исходя из указанных выше положений законодательства о контрактной системе, документации об аукционе в электронной форме, протоколов, составленных Единой комиссией уполномоченного органа в рамках проведения данной закупки, муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в 2017-2019 г может быть заключен не ранее 22 января 2017 года, при условии направления протоколов разногласий еще позднее.
Следовательно, из анализа вышеприведенных положений аукционной документации (раздел 1 "Информационная карта аукциона" и проект муниципального контракта) следует, что заказчиком и уполномоченным органом описание объекта закупки (срок начала выполнения работ) установлено необъективным образом, поскольку победитель закупки не сможет приступить к выполнению работ с 01 января 2017 года (так как контракт может быть заключен не ранее 22 января 2017 года, при условии направления протоколов разногласий еще позднее), что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ
В ходе внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС в действиях заказчика и уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 8 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 9 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения контракта в размере 5 (пять) % от начальной цены контракта и составляет 900 000 (Девятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
В случае, если Исполнитель в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по Контракту выбрал предоставление безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, то срок такой банковской гарантии - на период действия муниципального контракта по 31.01.2020 г.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 5 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме предметом закупки является выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в городском поселении Гаврилов-Ям Ярославской области в 2017-2019 гг.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Следовательно, в данном случае на отношения по выполнению вышеуказанных работ распространяются положения Гражданского кодекса РФ о договоре подряда.
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
При этом из анализа положений проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
Разделом 5 "Сроки выполнения работ" проекта муниципального контракта срок окончания выполнения работ определен следующим образом 31 декабря 2019 года.
В пункте 7.1 раздела 7 "Порядок сдачи и приемки работ" проекта муниципального контракта заказчиком и уполномоченным органом определено, что промежуточная приемка выполненных работ осуществляется заказчиком ежемесячно.
Следовательно, до 31 декабря 2019 года включительно подрядчик должен исполнить взятые на себя обязательства по контракту (выполнить работы по содержанию дорожного полотна и тротуаров), заказчик должен осуществить приемку выполненных работ.
Иными словами, исходя из положений данного проекта муниципального контракта, работы будут выполнены и приняты в случае отсутствия у заказчика претензий к выполненным работам 31.12.2020, при наличии - позднее.
Пунктом 4.4 раздела 4 "Стоимость работ и порядок расчетов" проекта муниципального контракта определено, что оплата по муниципальному контракту осуществляется по факту качественно выполненных объемов работ по итогам календарного года, в российских рублях, по безналичной форме расчетов, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ по мере поступления денежных средств из бюджета городского поселения Гаврилов-Ям.
Следовательно, заказчиком выполненные подрядчиком работы могут быть оплачены в случае отсутствия у заказчика претензий к выполненным работам не позднее 30 января 2020 года, при наличии таковых - еще позднее.
Соответственно, взаимные обязательства сторон по контракту должны быть исполнены в случае отсутствия у заказчика претензий к выполненным работам в срок не позднее 30 января 2020 года, при наличии - еще позднее.
В пункте 9.1 раздела 9 "Обеспечение исполнения обязательств по контракту" проекта муниципального контракта заказчиком указано, что к моменту подписания Контракта Исполнитель должен представить Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на расчетный счет Заказчика в размере 5 % от начальной (максимальной) цены муниципального контракта, что составляет 900 000,00 (Девятьсот тысяч рублей) на период действия муниципального контракта по 31.01.2020 года. Исполнитель вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения настоящего контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
Следовательно, заказчик установил в аукционной документации (пункт 9 раздела 1 "Информационная карта аукциона" и пункт 9.1 раздела 9 "Обеспечение исполнения обязательств по контракту" проекта муниципального контракта) требования к обеспечению исполнения контракта, представляемого в виде банковской гарантии (к сроку действия данной банковской гарантии) не в соответствии с требованиями части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (срок действия банковской гарантии в данном случае равен сроку действия контракта), что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с разделом 7 "Порядок сдачи и приемки работ" проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, заказчиком и уполномоченным органом установлено следующее:
"7.1. Промежуточная приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком ежемесячно.
Результаты выполненных работ по Контракту отражаются Заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержат информацию об исполнении (частичном исполнении) Контракта, о соблюдении сроков исполнения Контракта, о ненадлежащем исполнении Контракта, о санкциях, и других расходах, подлежащих возмещению Исполнителю, которые применены в связи с нарушением условий Контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении Контракта в ходе его исполнения.
7.2. Промежуточную приемку работ Заказчик осуществляет ежемесячно путем совместного обследования представителем Исполнителя и Заказчика обслуживаемой Исполнителем сети автодорог и проверки состояния конструктивных элементов в соответствии с требованиями, изложенными в описании объекта закупки (Приложение N 1 к муниципальному контракту). Объективное определение фактического объема работ по зимнему содержанию возможно на основании фактической метеорологической информации, предоставляемой профессиональными и независимыми от дорожной отрасли специалистами (Приложение N4 к муниципальному контракту).
7.3. Заказчик оставляет за собой право производить выборочную проверку журнала производства работ; выполнять контрольные испытания, обмеры объемов выполненных работ; иметь полный доступ к объекту и документации на весь период действия Контракта.
7.4. Заказчик проводит экспертизу результатов работ, выполненных Исполнителем, в части их соответствия условиям настоящего Контракта. При необходимости экспертиза результатов работ осуществляется с привлечением экспертов (экспертной организации).
7.5. Заказчиком не принимаются и не оплачиваются:
- выполненные работы не соответствующие требованиям СНиП, ГОСТ, ВСН и другим нормативно-техническим документам, указанным в приложении N 1 к настоящему контракту;
- выполненные работы, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией.
В указанных случаях Исполнителю направляется мотивированный отказ от приёмки работ.
7.6. В случае мотивированного отказа в приемке результатов работ Заказчик указывает перечень необходимых доработок и срок для устранения замечаний. Исполнитель не освобождается от ответственности, если срок для необходимых доработок и исправлений выходит за рамки сроков выполнения работ".
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком и уполномоченным органом в проекте государственного контракта (раздел 7 "Порядок сдачи и приемки работ") определен порядок осуществления заказчиком приемки выполненных работ, однако, не установлен срок приемки выполненных работ, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки, что является нарушением части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 3-9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Исходя из части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем заказчиком в пункте 14 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме установлено, что участники закупки в составе второй части заявки должны представить, в том числе, декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия заказчика являются нарушением части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецавтохозяйство" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорожного полотна и тротуаров улиц в 2017-2019 г (извещение N 0171300007116000035) обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, и уполномоченный орган - Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, нарушившими пункты 1 и 8 части 1 статьи 64, часть 13 статьи 34, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику - Муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства" городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, и уполномоченный орган - Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
Т.А. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 января 2017 г. N 595/05-02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2017