Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "КП-Сервис", в присутствии:
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующего на основании доверенности N11-д от 12.01.2017,
- члена контрактной службы, действующего на основании Приказа N 148 от 23.10.2015,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России подана жалоба ООО "КП-Сервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", в том числе проектно-изыскательские работы (извещение N 0169200001116000039) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.12.2016 Министерство строительства и
инфраструктуры Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 145 796 750, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.01.2017 08:30.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КП-Сервис" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заказчиком указана противоречивая информация в документации и извещении о закупке в части адреса электронной площадки. Кроме того, в документации о закупке установлены неправомерные требования к составу первой части заявки, так как в соответствии с Законом о контрактной системе требуется предоставление участником закупки, в том числе сведений о товаре, в документации о закупке неправомерно установлено требование о наличии свидетельства СРО по организации строительства.
В документации о закупке неправомерно объединены работы по реконструкции и по выполнению проектно-изыскательских работ, что следует из сводного сметного расчета, кроме того, в документации о закупке не учтены изменения в статью 31 Закона о контрактной системе и требования о составлении типовых условий контракта.
В проекте контракта неправомерно установлены меры ответственности в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились представили письменные пояснения и указали следующее.
В документации о закупке ошибочно указана электронная площадка ООО "РТС-тендер", тогда как в извещении о закупке указан достоверная информация об электронной площадке - АО "ЕЭТП", при этом 5 участников закупки подали заявки на правильный адрес электронной площадки.
Требования к составу первой части заявки составлены с учетом того, что согласно проектно-сметной документации заказчиком не закупаются товары, в связи с чем участник закупки должен предоставить согласие на выполнение работ.
Требование к наличию свидетельства СРО в составе второй части заявки установлено с учетом части 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
В составе документации об аукционе не содержатся требования к выполнению проектно-изыскательских работ, тогда как наименование аукциона указано с учетом целевой статьи, по которой выделены денежные средства на осуществление закупки.
В документации о закупке ошибочно не указаны меры ответственности в части оплаты пени в отношении заказчика.
Заказчиком не учтены изменения в Закон о контрактной системе, так как указанные изменения вступили в силу после размещения документации о закупке.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
В пункте 1 части 5 статьи 63, пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что в извещении и документации о закупке должен быть указан адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, сведения об адресе электронной площадки имеет существенное значение для проведения аукциона, так как взаимодействие между участниками закупки происходит только через оператора электронной площадки.
В извещении о закупке, сформированном в электронном виде, указано наименование площадки - АО "ЕЭТП" (Единая электронная торговая площадка), тогда как в пункте 3 информационной карты документации о закупке указана площадка - ООО "РТС-тендер".
Таким образом, в извещении и документации о закупке указана противоречивая информация об электронной площадке, на которой должен быть проведен электронный аукцион, что противоречит пункту 1 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявки на участие в таком аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Аналогичная информация содержится в пункте 24 Информационной карты документации об электронном аукционе.
Как считает заявитель, в данном случае заказчик должен устанавливать требования к содержанию и составу первой части заявки в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Иными словами, в аукционной документации должно содержаться требование об указании участниками (наряду с согласием на выполнение работ в соответствии с условиями аукционной документации) конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Как пояснено представителями заказчика, Министерством осуществляется закупка исключительно на выполнение работ без использования товаров.
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие факт осуществления заказчиком закупки работ, для выполнения которых используется товар, в том числе сведения о позициях проектной и сметной документации, в которых отражены сведения о закупаемом оборудовании, в связи с чем, довод ООО "КП-Сервис" об обязанности заказчика устанавливать требования к содержанию и составу первой части заявки в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не доказан.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке, в том числе пунктом 5 информационной карты, пунктом 1.1 проекта контракта объектом закупки являются выполнение работ по реконструкции здания поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница".
Таким образом, объектом закупки является реконструкция объекта капитального строительства.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
В пунктах 16, 24 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и в требованиях к составу второй части заявки указано на обязательное предоставление участником закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 Перечня - "жилищно-гражданское строительство", что соответствует части 3 статьи 64, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также положениям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из содержания извещения и документации о закупке в предмет контракта помимо работ по реконструкции объекта капитального строительства включены проектно-изыскательские работы.
Вместе с тем, исходя из содержания аукционной документации, в том числе из обоснования начальной (максимальной) цены контракта, следует, что проектно-изыскательские работы не подлежат выполнению в рамках обжалуемой закупки, так как на их проведение осуществлена отдельная закупка.
При этом, как пояснили представители заказчика наименование предмета закупки указано с учетом наименования целевой статьи областной целевой программы "О перечне объектов капитального строительства государственной собственности Челябинской области и собственности муниципальных образований Челябинской области на 2014-2017 годы", в соответствии с которой заказчику выделены денежные средства на осуществление закупки, тогда как проектно-изыскательские работы не подлежат выполнению в рамках аукциона.
Таким образом, в извещении и документации о закупке содержится противоречивая информация в части наименования предмета закупки и фактического содержания работ, составляющих предмет закупки, что противоречит пункту 2 статьи 42, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не предусмотрены меры ответственности в отношении заказчика в части размера взыскания пени.
6. Доводы заявителя в части неприменения заказчиком при осуществлении закупки Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" являются необоснованными, так как извещение и документация о закупке опубликованы 26.12.2016, то есть до вступления в силу указанных нормативных правовых актов.
Антимонопольный орган принимая во внимание, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как на аукцион подано 5 заявок участников закупки, трое из которых приняли участие в аукционе, учитывая потребность заказчика в выполнении указанных работ, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, направленное на продолжение процедуры определения поставщика.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "КП-Сервис" на действия заказчика обоснованными в части указания сведений об электронной площадке, мер ответственности на заказчика, а также формирования предмета закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункту 1 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, части 2 статьи 33, части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 января 2017 г. N 19-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017