Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 января 2017 г. N 17-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Орион Плюс" на действия заказчика при электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0369100000216000056) в присутствии:
- представителей Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Уральский филиал (далее - Заказчик, Уральский филиал ФГКУ Росгранстрой), действующих на основании доверенностей N 513 от 16.12.2016, б/н от 16.01.2017.
Заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.01.2017 поступила жалоба ООО "Орион Плюс" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0369100000216000056).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.12.2016 в 14:00.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой - 405 680,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 17.01.2017 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, указав в техническом задании на ежедневное техническое обслуживание системы видеонаблюдения и распознавания номерных знаков, заказчик ограничил круг потенциальных участников закупки, поскольку для подобного технического обслуживания необходимо иметь физическую возможность для ежедневного пребывания на каждом из четырех указанных в документации об аукционе автомобильных пунктах пропуска. Установление обязанности по ежедневному техническому обслуживанию ограничивает круг потенциальных участников закупки, находящихся в другом городе или населенном пункте, противоречит РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания".
По мнению заявителя, система распознавания относится к слаботочным системам и на её обслуживание распространяет действие РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания", согласно которой внешний осмотр составных частей системы (приемно-контрольных приборов, кабелей, усилителей, коммутаторов, шлейфов сигнализации, извещателей, источников постоянного тока, резервного источника питания) на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений, наличие пломб проводится службой эксплуатации предприятия - ежедневно, а специализированными организациями по договору - ежемесячно.
Победитель закупки будет выступать, по мнению заявителя, специализированной организацией, соответственно требования к периодичности выполнения работ должны предъявляться как к специализированным организациям.
ООО "Орион Плюс" не имеет возможности ежедневного присутствия на четырех разных объектах заказчика, поэтому считает, что нарушено его право на равный доступ к участию в торгах.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что требования РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания" не могут быть применены к рассматриваемой закупке, поскольку объектом закупки выступает оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств, а не техническое содержание систем, установок и средств пожарной автоматики, смонтированных и введенных в эксплуатацию на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Также представитель заказчика пояснил, что пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации являются объектами, которые работают в круглосуточном режиме весь год, должны обеспечивать безопасность страны, в том числе путем учета и контроля движения автотранспорта, пересекающего государственную границу. Поэтому и контроль за системой, играющей роль в обеспечении безопасности Российской Федерации, необходим постоянный.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Исходя из требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как пояснили представители заказчика, учитывая цели и виды деятельности ФГКУ Росгранстрой (а также непосредственно Уральского филиала), принцип свободы договора, установленный статьей 421 ГК РФ, принимая во внимание положения руководящих документов, в техническом задании установлена обязанность ежедневного технического обслуживания.
Исходя из анализа документации об аукционе, учитывая отсутствие в составе жалобы документов, подтверждающих изложенные доводы, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 31.12.2016 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой.
Раздел 3 документации об аукционе содержит техническое задание, являющееся описанием объекта закупки. Раздел 2 технического задания содержит нормативные требования, которые должен соблюдать исполнитель при оказании услуг.
Перечень, объем и периодичность оказания услуг содержатся в таблице N 1, включающей наименование автомобильного пункта пропуска и его местонахождение; наименование оборудования; характеристики требуемых к выполнению действий и периодичность их выполнения.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Довод заявителя о несоблюдении заказчиком требований РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания" не принимается Комиссией, по следующим основаниям.
В силу пункта 1.1.1 руководящих документов РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания" настоящие правила устанавливают требования к техническому содержанию систем, установок и средств (далее - "установок") пожарной автоматики *, смонтированных и введенных в эксплуатацию на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - "объекты").
Примечанием * указаны системы, установки и средства пожарной автоматики- автоматические установки пожарной и охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты, оповещения о пожаре и управлении эвакуацией, а также составные части установок.
Таким образом, требования РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания" не могут быть применены к объекту рассматриваемой закупки, поскольку системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств не являются установками пожарной автоматики.
Как следует из совокупного толкования требования законодательства о контрактной системе и РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания", нельзя провести аналогию между победителем аукциона (лицом, которое будет оказывать услуги по заключенному контракту) и специализированной организацией, поскольку последняя по смыслу руководящих документов, выступает организацией, осуществляющей деятельность в определенных областях науки и техники, имеющая соответствующие разрешения и допуски. По смыслу статьи 40 Закона о контрактной системе специализированной организацией выступает организация для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Орион Плюс" на действия заказчика необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 января 2017 г. N 17-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017