Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 января 2017 г. N 18-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Орион Плюс" на действия заказчика при электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию слаботочных систем объектов автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0369100000216000051) в присутствии:
- представителей Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Уральский филиал (далее - Заказчик, Уральский филиал ФГКУ Росгранстрой), действующих на основании доверенностей N 513 от 16.12.2016, б/н от 16.01.2017.
Заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.01.2017 поступила жалоба ООО "Орион Плюс" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию слаботочных систем объектов автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0369100000216000051).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.12.2016 в 23:58.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию слаботочных систем объектов автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой - 1 375 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 17.01.2017 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, указав в техническом задании на ежедневное техническое обслуживание слаботочных систем объектов автомобильных пунктов пропуска, заказчик ограничил круг потенциальных участников закупки, поскольку для подобного технического обслуживания необходимо иметь физическую возможность для ежедневного пребывания на каждом из пяти указанных в документации об аукционе автомобильных пунктах пропуска. Установление обязанности по ежедневному техническому обслуживанию ограничивает круг потенциальных участников закупки, находящихся в другом городе или населенном пункте, противоречит РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания".
По мнению заявителя, согласно РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания" внешний осмотр составных частей системы (приемно-контрольных приборов, кабелей, усилителей, коммутаторов, шлейфов сигнализации, извещателей, источников постоянного тока, резервные источники питания) на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений, наличие пломб проводится службой эксплуатации предприятия - ежедневно, а специализированными организациями по договору - ежемесячно.
Победитель закупки будет выступать, по мнению заявителя, специализированной организацией, соответственно требования к периодичности выполнения работ должны предъявляться как к специализированным организациям.
ООО "Орион Плюс" не имеет возможности ежедневного присутствия на пяти разных объектах заказчика, поэтому считает, что нарушено его право на равный доступ к участию в торгах.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что согласно типовому регламенту N 3, который содержится в РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания" внешний осмотр составных частей системы (приемно-контрольных приборов, кабелей, извещателей, оповещателей, шлейфа сигнализации) на отсутствие механических повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений, наличие пломб проводится "службой эксплуатации объекта" - ежедневно.
В ФГКУ Росгранстрой и Уральском филиале ФГКУ Росгранстрой "служба эксплуатации объекта" или иное аналогичное структурное подразделение отсутствует, поскольку ФГКУ Росгранстрой является учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений, сооружений. ФГКУ Росгранстрой самостоятельно обслуживание каких-либо систем на пунктах пропуска не осуществляет, поэтому на ФГКУ Росгранстрой, филиалы ФГКУ Росгранстрой возложены функции государственного заказчика в целях заключения государственных контрактов на непосредственное обслуживание систем, коммуникаций пунктов пропуска и функции контроля за исполнением таких государственных контрактов.
Пункты пропуска через Государственную границу являются объектами с постоянным массовым пребыванием людей, объектами Государственной границы. Все пункты пропуска, указанные в документации об аукционе, работают в круглосуточном режиме весь год, поэтому контроль за системами необходим постоянно.
Согласно пункту 1.7 РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт" периодичность ТО и ППР должна быть установлена в период сдачи приемки монтажно-наладочных работ в соответствие с требованиями эксплуатационной документации на технические средства обслуживаемых установок пожарной автоматики и указана в договоре.
С учетом принципа свободы договора, установленном статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заказчик вправе установить периодичность проведения указываемых в контракте работ.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 30.12.2016 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию слаботочных систем объектов автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Оренбургской области, для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой.
Раздел 3 документации об аукционе содержит техническое задание, являющееся описанием объекта закупки. Техническое задание, являющееся также Приложением N 1 к государственному контракту, содержит нормативно-технические требования, которые должен соблюдать исполнитель при оказании услуг.
Перечень, объем и периодичность оказания услуг содержатся в таблице N 1, включающей наименование автомобильного пункта пропуска и его местонахождение; наименование оборудования; характеристики требуемых к выполнению действий и периодичность их выполнения.
Исходя из требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как пояснили представители заказчика, учитывая цели и виды деятельности ФГКУ Росгранстрой (а также непосредственно Уральского филиала), принцип свободы договора, установленный статьей 421 ГК РФ, принимая во внимание положения руководящих документов, в техническом задании установлена обязанность ежедневного технического обслуживания.
Исходя из анализа документации об аукционе, учитывая отсутствие в составе жалобы документов, подтверждающих изложенные доводы, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, необходимо отметить, что на участие в аукционе поступило 2 заявки, что свидетельствует о выражении согласия участников закупки оказывать услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Довод заявителя об ограничении конкуренции и невозможности ежедневного присутствия на разных географических объектах заказчика не нашел своего подтверждения на заседании Комиссии, при описании объекта закупки заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Орион Плюс" на действия заказчика необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 января 2017 г. N 18-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017