Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 января 2017 г. N 20-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
в отсутствие представителя ООО "Позитрон" надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в отсутствие представителя Астраханской таможни, рассмотрев жалобу ООО "Позитрон" (620062, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 56) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42) при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 (реестровый номер извещения 0325100011416000174), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 06.12.2016 поступила жалоба ООО "Позитрон" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 (реестровый номер извещения 0325100011416000174) (далее - запрос котировок).
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении запроса котировок, включая проверку законности положений этого извещения.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения запроса котировок, установила, что 28.11.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок, в которое, в последующем, Заказчиком вносились изменения (последние из них внесены 27.12.2016).
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что при описании объекта закупки заказчиком неправомерно не обеспечена возможность использования участником закупки установки, аналогичной по своим характеристикам установке ДВГ-02-ТМ, по следующим основаниям.
Согласно извещению о проведении запроса котировок объектом закупки является оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-01 в количестве 75 штук.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе прямо запрещает включать в описание объекта закупки требования, ограничивающие количество участников закупки.
Извещение о запросе котировок не содержит обоснования того, что потребности заказчика не могут быть удовлетворены в том случае, если участник закупки будет использовать при оказании услуг установку, аналогичную установке ДВГ-02-ТМ.
Так, к примеру, согласно данным официального сайта ООО "Научно-производственное предприятие Доза" (далее - ООО "НПП Доза"), ООО "ННП Доза" производится аналогичная по функциональным характеристикам установка "Доза-ТЛД", имеющая также свидетельство об аттестации методики радиационного контроля.
При изложенных обстоятельствах Комиссия признает влекущим ограничение количества участников закупки (что подтверждается поступлением в Управление рассматриваемой жалобы) и нарушающим ч. 1 ст. 33 во взаимосвязи с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе указание Заказчиком в извещении на возможность оказания услуг исключительно посредством установки ДВГ-02-ТМ.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
2. Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе установлено требование о необходимости снять и возвратить показания дозиметров в течении одного рабочего дня после их сбора, при этом, перевозка индивидуальных дозиметров воздушным и железнодорожным транспортом не допускается, по следующим основаниям.
В требованиях на оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 в количестве 75 штук, установленных в приложении N2 к извещению, указано, что прием и передача дозиметров, протокола (протоколов) результатов измерений показаний дозиметров осуществляется по месту нахождения Заказчика (г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42).
Также в данных требованиях указано, что индивидуальные дозиметры (персонал группы А) предоставляются Исполнителю не позднее, чем за 2 дня до окончания текущего квартала или месяца. Показания дозиметров должны быть считаны и возвращены Заказчику в течение одного рабочего дня после их сбора.
Исходя из специфики закупки местом оказания услуг является место нахождения Заказчика (г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42). При этом Заявителем Комиссии не было представлено доказательств того, что у участников закупки отсутствует возможность считать и возвратить показания дозы в дозиметрах Заказчику в течение одного рабочего дня после их сбора.
3. Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что услуги, являющиеся предметом запроса котировок, не являются лицензируемым видом деятельности, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 приложения N2 к извещению о запросе котировок испытательная лаборатория должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию, выданные ТУ РОСПОРТЕБНАДЗОРА на условия выполнения работ с источниками ионизирующего излучения (генерирующими) - техническое обслуживание, радиационный контроль.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278 (вступило в силу с 17.04.2012 г.) утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278, лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В приложении к названному Положению установлен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающий в себя:
1. проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
1. конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
2. производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
3. размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
4. эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
5. техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
6. хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
7. утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
8. проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
9. конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
10. изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
11. эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Однако услуги на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 к деятельности, указанной в Перечне выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), не относится.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение влияет на субъектный состав закупки и, как следствие на результат определения победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
20.01.2017 Комиссией в составе: Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления; члены комиссии: Умерова Р.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Сердюков А.Б. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления в присутствии представителя Астраханской таможни Кузнецова А.Г. (доверенность б/н от 20.01.2017), в отсутствие представителя ООО "Позитрон" надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15:00 20.01.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Упралвения; члены комиссии: Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления; Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления, в отсутствие представителя ООО "Позитрон", в отсутствие представителя Астраханской таможни.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Позитрон" на действия государственного заказчика Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 (реестровый номер извещения 0325100011416000174) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика Астраханскую таможню нарушившей ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 33 во взаимосвязи с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 (реестровый номер извещения 0325100011416000174).
3. Выдать государственному заказчику Астраханской таможне предписание об устранении нарушений ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 33 во взаимосвязи с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг на проведение индивидуального дозиметрического контроля индивидуальными дозиметрами ДТУ-1 (реестровый номер извещения 0325100011416000174).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика Астраханской таможни.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 января 2017 г. N 20-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2017