Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 16 января 2017 г. N 20
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Игошина В.В. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
с участием:
- Смотрицкой Л.В. |
- |
представителя администрации города Дзержинска Нижегородской области (доверенность от 10.05.2016 N82), председателя единой комиссии, |
- Лашко Г.Н. |
- |
представителя администрации города Дзержинска Нижегородской области (доверенность от 24.05.2016 N91), |
- Андреевой С.А. |
- |
представителя администрации города Дзержинска Нижегородской области (доверенность от 02.11.2016 б/н), |
- Хереша И.С. |
- |
директора МКУ "Строитель", |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", заявитель) о нарушении администрацией города Дзержинска Нижегородской области (далее также - уполномоченный орган) и Муниципальным казённым учреждением "Строитель" (далее также - МКУ "Строитель", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" о нарушении МКУ "Строитель" и администрацией города Дзержинска Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по объекту "Реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Химик", Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Урицкого, дом 1, номер извещения 0132300001716000408 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "Стройинвест" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Директор МКУ "Строитель" и представители администрации города Дзержинска Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе заявителя, частично согласились, пояснив, что профилактические работы на сайте единой информационной системы не позволили им внести изменения в документацию об электронном аукционе и извещение об осуществлении закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 21.12.2016 в единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки www.etp-micex.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Химик", Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Урицкого, дом 1, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное казённое учреждение "Строитель"; уполномоченным органом - администрация города Дзержинска Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является АО "ЭТС".
Начальная (максимальная) цена контракта - 133 592 200,00 рублей.
2) На основании пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд входит в данный Перечень.
Между тем в извещении об осуществлении закупки не предусмотрено требование (запрет) о том, что организация, не должна находиться под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Следовательно, уполномоченный орган, не установив рассматриваемый запрет, нарушил положения части 3 статьи 14 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В связи с этим жалоба ООО "Стройинвест" в рассматриваемой части признаётся обоснованной.
3) Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации об электронном аукционе предусмотрены, в том числе, монтажные работы по установке пожарной сигнализации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возможно только при наличии лицензии МЧС России.
В пункте 3.1.3 проекта контракта установлено, что подрядчик должен обладать указанной лицензией. Требование к участнику закупки о наличии лицензии МЧС России не установлено.
В силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В связи с тем, что в документации об электронном аукционе субподряд не запрещён, заказчик имеет право привлечь к выполнению монтажных работ по установке пожарной сигнализации субподрядчика, у которого рассматриваемая лицензия имеется.
Следовательно, не установив в документации о закупке требование к участнику закупки о наличии лицензии МЧС России, МКУ "Строитель" положений Закона о контрактной системе не нарушило.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
4) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Кроме того, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещает совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Описание объекта закупки определено МКУ "Строитель" в разделе II документации об электронном аукционе.
Требование к товару, если при выполнении работ предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта, определены в разделе II документации о закупке.
Между тем по большинству показателей заказчиком установлены неизменяемые значения (неизменяемый диапазон значений). Например, показатели товара Геотекстиль: прочность при продавливании 400 Н, водопроницаемость, при давлении 10кПа - 10 л/м2 сек. Отдельные показатели определяются только в результате испытаний. Например, Мастика гидроизоляционная холодная: прочность сцепления с бетоном - 0,1 МПа, прочность сцепления с металлом - 0,1 МПа.
Таким образом, заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствии необходимости иметь таковые при подаче заявок. Подобное требование к составу заявок ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, МКУ "Строитель" нарушило положения части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку установленные изложенным образом требования к товарам ограничивают количество участников закупки.
5) Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 названного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с пунктом 8 раздела I документации о закупке дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 12.01.2017 09:00.
Согласно пункту 9 раздела I документации об электронном аукционе дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе 13.01.2016.
Изложенное свидетельствует о нарушении администрацией города Дзержинска Нижегородской области требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в указанной части.
6) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
Требования к составу второй части заявки определены заказчиком в пункте 22 раздела I документации о закупке. В подпункте 2.4 пункта 22 раздела I документации об электронном аукционе МКУ "Строитель" истребует следующие документы:
- Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- Копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 названной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление от 04.02.2015 N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
Вместе с тем определённые в составе второй части заявки требования не совпадают с перечнем, установленным Постановлением от 04.02.2015 N99 в действующей редакции (от 14.11.2016). Например, копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Следовательно, уполномоченный орган, установив подобные требования к составу второй части заявки, нарушил положения части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N775 при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации такой размер составляет - 100 000 000,00 рублей.
В силу части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 названной статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Однако указанная ответственность в проекте контракта отсутствует, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Стройинвест" в данной части признаётся обоснованной.
8) До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (12.01.2017 09:00) подана одна заявка.
13.01.2017 единая комиссия рассмотрела заявку единственного участника закупки (протокол N0132300001716000408-1). ООО "АрмСтрой" и его заявка признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не выявлено.
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России нарушения положений части 1 статьи 33, части 24 статьи 34, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные МКУ "Строитель", и нарушения требований части 3 статьи 14, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные администрацией города Дзержинска Нижегородской области, являются существенными и повлияли на результаты определения подрядчика.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что свидетельствует о необходимости выдачи заказчику соответствующего предписания.
Также выдаётся предписание оператору электронной площадки (АО "ЭТС") для обеспечения возможности исполнения предписания заказчиком.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" о нарушении Муниципальным казённым учреждением "Строитель" и администрацией города Дзержинска Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по объекту "Реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Химик", Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Урицкого, дом 1, номер извещения 0132300001716000408, обоснованной в части отсутствия требования, предусмотренного постановлением Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 и не предоставления сведений о заключённых договорах с субподрядчиками.
2. В остальной части жалобу ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона (номер извещения 0132300001716000408) признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим положения части 1 статьи 33, части 24 статьи 34, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать уполномоченный орган нарушившим требования части 3 статьи 14, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, уполномоченному органу, единой комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Д.В. Рыжов
В.В. Игошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 16 января 2017 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017