Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 января 2017 г. N 396
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России <_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела <_>.
ведущего специалиста - эксперта отдела <_>
с участием представителей сторон:
от заказчика - Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области" (далее также - Заказчик) <_>. по доверенности N 34/15 от 12.10.2015, <_>. по доверенности N27/15;
в отсутствие представителя от заявителя - ООО "Газсервис-Сибирь" (далее также - заявитель, участник закупки, Общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, жалобу ООО "Газсервис-Сибирь" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА N 157/16 на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) - 0867100000316000157).
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 29.12.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru), в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно объединение Заказчиком в один лот объектов, расположенных в различных муниципальных образованиях, и территориально удаленных друг от друга, что приводит к ограничению количества потенциальных участников желающих принять участие в аукционе, которое влечет за собой ограничение конкуренции и нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашение между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Примененный Заказчиком принцип объединения в один лот выполнение работ на всех объектах Тюменской области ограничивает круг хозяйствующих субъектов, в том числе исполнителей, относящихся к малым предприятиям, которые не могут принять участие в торгах ввиду значительного увеличения размера обеспечения заявки, ведь обязательным условием в аукционной документации является то, что участвовать в торгах могут только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Участвовать в таких закупках в связи с необходимостью внесения большой суммы обеспечения исполнения контрактов способны единичные малые предприятия. В результате указанное формирование контракта приводит к ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Объединению в один лот объектов, находящихся на разных удаленных друг от друга территориях Тюменской области ограничивает возможности ООО "Газсервис-Сибирь" и других организаций принять участие в торгах, поскольку не имеется достаточных производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ одновременно на всех объектах.
Представитель Заказчика с доводами заявителя не согласился, считает жалобу необоснованной по следующим основаниям:
1. Федеральным законом N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок. В Российской Федерации, в том числе в Тюменской области имеется сложившийся рынок услуг по уборке. Имеется большое количество организаций оказывающих необходимые заказчику услуги, что подтверждается поступлением 9 заявок на участие в настоящем электронном аукционе.
Подателем жалобы не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих ограничение конкуренции объединением в одном электронном аукционе уборки административных зданий на объектах расположенных в различных муниципальных образованиях.
2. В соответствий п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, путем, в том числе, проведения электронных аукционов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону N 0867100000316000157 составляет 18 485 942,87 рублей.
Заказчик установил средний размер обеспечения контракта 10 % начальной (максимальной) цены контракта (1 848 594,29 рублей). В то время как согласно ч. 6 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ размер обеспечения контракта-может составлять до 30 % начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 120 млн. рублей;
малые предприятия - 800 млн. рублей;
средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Среди субъектов малого предпринимательства доходы, в пределах вышеуказанных сумм, могут существенно разниться. Однако, это не обязывает Заказчика дробить закупки.
Вместе с тем, подателем жалобы не доказана обязанность Заказчика, учитывать доходы и финансовые возможности потенциальных участников размещения заказа при формировании закупки.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии. В ходе исполнения контракта исполнитель вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, размер НМЦК, а следовательно и обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, не может оказать отрицательного влияния на конкурентную среду на определенном товарном рынке и повлечь вытеснение хозяйствующих субъектов, не обладающих большими свободными финансовыми средствами способных выполнить требование об обеспечении исполнения контракта и заявки.
3. Податель жалобы указывает, что объединение Заказчиком в один лот объектов ограничивает возможности ООО "Газсервис-Сибирь" и других организаций принять участие в торгах, поскольку не имеется достаточных производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги одновременно на всех объектах. Целесообразным считает дробление данного аукциона на 23 аукциона.
Подателем жалобы не доказана экономическая целесообразность разделения электронного аукциона N 0867100000316000157 на 23 аукциона.
Согласно п. 2.2 проекта государственного контракта (Приложение 8 документации электронного аукциона N 0867100000316000157): "Цена включает в себя все расходы Исполнителя связанные с исполнением настоящего контракта, в том числе стоимость оказания услуг и товаров, применяемых для оказания услуги согласно приложению к Техническому заданию, стоимость транспортных расходов, стоимость амортизации оборудования, стоимость уборочного инвентаря, расходы на вывоз и утилизацию снега, налоги, сборы и другие обязательные платежи Исполнителя, установленные действующим законодательством Российской Федерации."
Соответственно, стоимость услуг при дроблении данного аукциона значительно увеличится за счет увеличения расходов исполнителей на оплату руководящей части сотрудников (директор, бухгалтер), административной части сотрудников (менеджеры, инженеры), в связи с отсутствием возможности приобретение расходных материалов оптовыми партиями, следовательно, их приобретением по завышенным ценам.
В соответствии с ч. 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 09.01.2017 г. N 3 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА N 157/16 на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Как усматривается из материалов дела, Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области" выступило организатором проведения электронного N ЭА N 157/16 на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области с начальной (максимальной) ценой контракта 18 485 942,87 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена 23.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867100000316000157.
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки (предмет контракта) является оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области.
Согласно письменным пояснениям заказчика включение в один лот оказание услуг по уборке административных зданий, расположенных в разных населенных пунктах обусловлено потребностью заказчика, при этом разделение данного лота по территориальному признаку приведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорные положения аукционной документации могли повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной закупке (в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе). При этом, отсутствие у Общества филиалов по месту нахождения объектов заказчика не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Также заявителем в материалы дела не представлено объективных доказательств, свидетельствующих о том, что объединение в один лот территориально удаленных между собой объектов, приводит к ограничению числа участников закупки.
Более того, Комиссией установлено, что на участие в аукционе на оказание услуг по уборке административных зданий, подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области поступило 9 заявок, что в свою очередь не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Между тем, Комиссия пришла к выводу о необходимости передачи данного дела уполномоченному лицу в отдел контроля органов власти Тюменского УФАС для рассмотрения вопроса на предмет нарушения ст. 17 Федерального Закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Газсервис-Сибирь" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА N 157/16 на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области необоснованной.
2. Передать данное дело уполномоченному лицу в отдел контроля органов власти Тюменского УФАС для рассмотрения вопроса на предмет нарушения ст. 17 Федерального Закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 января 2017 г. N 396
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017