Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 20 января 2017 г. N 08/10-5
Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 20.01.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Тумудова Н.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
заказчика - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия:
Каталаевой Э.Б.- начальник отдела капитальных вложений и жилищный субсидий, доверенность N5 от 12.01.2017 г.
Мукобеновой М.В. - ведущий специалист административно-правового отдела, доверенность N2 от 10.01.2017 г.
Уполномоченного органа - Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия:
Максимова Л.Ю. - начальник отдела государственных закупок, доверенность N от
рассмотрев в открытом заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Асвэл-Консалт" ( ООО "Асвэл-Консалт" далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по 2 этапу объекта "Строительство 60 - квартирного жилого дома (1 этап - 40 квартир, 2 этап - 20 квартир) по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 1 микрорайон, севернее жилого дома N 50" (ЭА-1257-16), заказчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, реестровый номер извещения N 0105200000216001596.
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 11.01.2017 г. поступила жалоба от ООО "Асвэл-Консалт" (далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по 2 этапу объекта "Строительство 60 - квартирного жилого дома (1 этап - 40 квартир, 2 этап - 20 квартир) по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 1 микрорайон, севернее жилого дома N 50" (ЭА-1257-16), заказчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, реестровый номер извещения N 0105200000216001596.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены ч.4 ст.4, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66, п.6 ч.5 ст. 63, ч.2 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобами, представил письменные и устные пояснения.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам:
21.12.2016 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105200000216001596 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по 2 этапу объекта "Строительство 60 - квартирного жилого дома (1 этап - 40 квартир, 2 этап - 20 квартир) по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 1 микрорайон, севернее жилого дома N 50" (ЭА-1257-16), заказчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия,
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 977 510 (двадцать пять миллионов девятьсот семьдесят семь тысяч пятьсот десять) рублей 00 копеек.
Дата и время срока окончания подачи заявок (время местное) - 11.01.2017 г. до 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 13.01.2017 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.01.2017 г.
1. ООО "Асвэл-Консалт" считает, что действия Заказчика, связанные с размещением аукционной документации в формате, не позволяющем произвести поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, не отвечает принципам открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции в сфере закупок (закрепленных в статьях 7, 8 Федерального закона о контрактной системе), не соответствуют части 4 статьи 4, пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе, ограничивают доступ к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4, а также статьей 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение) установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон N 44-ФЗ и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет.
Суды при рассмотрении аналогичных вопросов допускают наличие фонового рисунка в формате PDF, что подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N307-КГ15-17127.
Таким образом, исходя из анализа норм Закона N 44-ФЗ, Положения и судебной практики можно сделать вывод, что фоновый рисунок в техническом задании в формате PDF не ограничивает возможность ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель в своей жалобе указывает об установлении Заказчиком требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара:
- Позиция по наименованию "Бензин авиационный Б-70" (стр.01) Приложения:
"Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 20. Массовая доля серы, %, более 0,05";
- Позиция по наименованию "Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей, марки DT" (стр.36) Приложения:
"Зольность, %, не более 0,02 для марки DT высший сорт; не более 0,04 для марки DT первый сорт. Содержание сероводорода отсутствие. Содержание водорастворимых кислот и щелочей отсутствие";
- Позиция по наименованию "Портландцемент общестроительного значения бездобавочный, марки 500" (стр.38) Приложения:
"Вещественный состав цемента - содержание по массе, %: портландцементный клинкер 85-105; гипсовый камень - ангидрид серной кислоты SO3 2,0-2,5";
- Позиция по наименованию "Ацетилен газообразный технический" (стр.48) Приложения:
"Объемная доля ацетилена, %, не менее 98,5. Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более 1,4. Объемная доля фосфористого водорода, %, не более 0,08. Объемная доля сероводорода, %, не более 0,05";
- Позиция по наименованию "Флюс АН-47" (стр.81) Приложения:
"Содержание инородных частиц (не растворившихся частиц сырьевых материалов, футеровки, угля, графита, кокса, металлических частиц и др.), % не >0,3. Содержание зерен с цветом, отличающихся от указанного, % не >3";
Согласно ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что техническое задание в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимость предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров и сведения о результатах испытаний таких товаров нарушают части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации указан товар "Ацетилен газообразный технический" (стр.48), который используется как расходный материал отклоняется по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из толкования п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно определяет перечень товаров и материалов, которые должны быть использованы подрядчиком для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки. При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательные требования, которым должно удовлетворять описание объекта закупки в части установления заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, используемых подрядчиком для выполнения работ.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчик не указывает товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, Заказчик вправе установить в описании объекта закупки любые товары и материалы, используемые при выполнении вышеуказанных работ, которые являются предметом контракта.
Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам:
которые соответствуют ГОСТ 5457-75 Ацетилен растворенный и газообразный технический.
Однако заказчик не указал в аукционной документации ГОСТ 5457-75, что является нарушение п.2 ч.1 ст. 33 закона о контрактной системе.
4. Заявитель считает, что в нарушении п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару, в связи с чем, участникам закупки, в том числе Заявителю, не представляется возможным сопоставить ГОСТ с конкретным товаром при заполнении заявки на участие в аукционе, тем более, что многие из ГОСТов имеют отсылки на ряд других ГОСТов. Подобные требования приводят к многочисленным ошибкам и не позволяют участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом.
Комиссией установлено, что в п.17 информационной карты устанолены дополнительные требования к участникам закупки: Участник закупки должен соответствовать требованию, предъявляемому в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно:
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;
2) Участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, довод Заявителя необоснован.
В соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была проведена внеплановая проверка данной закупки и установлено следующее:
1. В пункте 3.1.3. проекта контракта установлено "Подрядчик при исполнении настоящего Контракта обязан привлечь по согласованию с Государственным заказчиком субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях предусмотренных действующим законодательством, лицензий, допуском СРО, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ, при этом общий объем работ, передаваемый Подрядчиком на субподряд из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен составлять 15% от стоимости настоящего Контракта".
Согласно ч.5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона номер 0105200000216001596 не установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п. 5 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;
Таким образом Заказчиком нарушены требования ч.5 ст.30, п.5 ч.5 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл Консалт" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия нарушившим п.5 ст.30, п.2ч.1 ст.33, пю1ч.1 ст.64,ч.5, п.5ч.5 ст.63,ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать заказчику - Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Уполномоченному органу - Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия предписание об аннулировании аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по 2 этапу объекта "Строительство 60 - квартирного жилого дома (1 этап - 40 квартир, 2 этап - 20 квартир) по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 1 микрорайон, севернее жилого дома N 50" (ЭА-1257-16), заказчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, реестровый номер извещения 0105200000216001596.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Тумудова Н.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 20 января 2017 г. N 08/10-5
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017