Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 апреля 2015 г. N 76-вп/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в обращениях ООО "Стройтранс" (вх. N 6185 от 22.04.2015) (далее - Заявитель N 1, Общество N 1) и ООО "Регионпроект" (исх. N 45 от 27.04.2015) (далее - Заявитель N 2, Общество N 2), провела внеплановую проверку действий Администрации Нижнеусцелемовского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области, Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района", аукционной комиссии на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Разводящие сети газопровода низкого давления по пос. Вишнёвка Уйского района Челябинской области" для нужд Администрации Нижнеусцелемовского сельского поселения Уйского района Челябинской области (извещение N 0369300069915000036) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района", действующего на основании распоряжения врио Главы Уйского муниципального района от 29.08.2014 N 339-к;
представителя Администрации Нижнеусцелемовского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области, действующего на основании решения избирательной комиссии Уйского муниципального района от 25.03.2010 N 19;
представителя ООО "Регионпроект", действующего на основании решения единственного учредителя,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.04.2015 поступила жалоба ООО "Стройтранс", согласно которой Заявитель N 1 указал на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика:
1) отсутствие в извещении о проведении Аукциона конкретизированных требований к участникам закупки;
2) отсутствие в извещении о проведении Аукциона реквизитов для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта;
3) отсутствие в документации об Аукционе требования о представлении в составе второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации подготовки проектной документации;
4) отсутствие в документации об Аукционе технического задания, указанного в пункте 6 Информационной карты документации об Аукционе;
5) в задании на проектирование не определены технико-экономические показатели (невозможно установить протяженность распределительных сетей), не описаны потребители системы газоснабжения;
6) в конкурсной документации содержится противоречие между пунктами 10, 18 задания на проектирования в части лица, ответственного за прохождение государственной экспертизы;
7) в пункте 20 задания на проектирование предусмотрено выделение в сметной документации стоимости выполнения работ по газификации каждого населенного пункта, в том числе по каждому этапу выполнения работ, что невозможно сделать ввиду того, что предметом Аукциона является один населенный пункт - поселок Вишневка;
8) проект муниципального контракта не содержит ни одного приложения в своем составе, тогда как по тексту указаны ссылки на приложения;
9) содержание пункта 3.2 проекта контракта свидетельствует об отсутствии у Заказчика лимитов бюджетных обязательств в объеме, требующемся для выполнения работ, являющихся объектом закупки;
10) в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 6.1 проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта 30% от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта;
11) пунктом 17 задания на проектирование установлена обязанность Исполнителя выполнить инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, что не соответствует предмету контракта и объекту закупки, не является обязательством Исполнителя согласно условиям проекта контракта;
12) Исполнитель в день заключения контракта не сможет приступить к выполнению работ, поскольку по условиям задания на проектирование совместно с Заказчиком подготавливаются правоустанавливающие документы на земельный участок (проекта планировки и межевания территории).
Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 23.04.2015 N 233-ж/2015 указанная жалоба была возвращена Заявителю на основании частей 4,7, пунктов 1,3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе и принято решение о проведении внеплановой проверки действий Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии при проведении Аукциона.
Представители Заявителя N 1 на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки.
В Челябинское УФАС России 27.04.2015 поступила жалоба ООО "Регионпроект" на действия заказчика при проведении Аукциона.
Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 27.04.2015 N 241-ж/2015 указанная жалоба была возвращена Заявителю на основании части 4, пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе и принято решение о проведении внеплановой проверки действий Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии при проведении Аукциона.
Общество N 2 в своем обращении указывает доводы, аналогичные доводам ООО "Стройтранс".
Представитель ООО "Регионпроект" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы обращения поддержал в полном объеме.
Согласно материалам дела, Заказчиком и Уполномоченным органом объявлено о проведении Аукциона путем размещения в единой информационной системе 31.03.2015 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 820 343,00 рублей.
По состоянию на дату заседания Комиссии Челябинского УФАС России контракт по результатам Аукциона не заключен.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии с доводами, содержащимися в обращениях Заявителя N 1 и Заявителя N 2, не согласились, представили письменные возражения (исх. N 256 от 29.04.2015, N 25 от 28.04.2015), а также пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1) требования к участникам закупки установлены в пункте 12 Информационной карты документации об Аукционе;
2) пункт 19 задания на проектирование содержит требование к Исполнителю о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, предусмотренным техническим заданием;
3) в Информационной карте указаны реквизиты для перечисления обеспечения исполнения контракта с указанием данных получателя (наименование, ИНН/КПП, наименование банка получателя);
4) в пункте 6 Информационной карты документации об Аукционе допущена техническая опечатка, вместо "Техническое задание" читать "задание на проектирование";
5) Заказчиком в задании на проектирование указана ориентировочная протяженность распределительных сетей в 3,6 км., конкретное значение должно быть уточнено при выполнении проектных работ;
6) согласно пункту 9 задания на проектирование списки с указанием адресов зданий, подлежащих газификации, являются исходными данными и предоставляются Исполнителю в рабочем порядке;
7) в пункте 18 Информационной карты документации об Аукционе указаны рабочие пометки, не относящиеся к условиям исполнения контракта;
8) по условиям задания на проектирования необходимо осуществить проектирование газификации населенного пункта, стоимость которого подлежит выделению;
9) приложение к проекту контракта имеется в составе аукционной документации в виде задания на проектирование;
10) заказчик обладает лимитами бюджетных обязательств, необходимых для оплаты работ, указанных в документации об Аукционе;
11) в проекте контракта в разделе 6 не указан фиксированный размер обеспечения исполнения контракта в связи с наличием права Исполнителя в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе выбрать способ обеспечения исполнения контракта;
12) проведение инженерных изысканий является частью работ по разработке проектной и рабочей документации;
13) градостроительный план, проект планировки и межевания территории предоставляется Заказчиком Исполнителю в ходе исполнения контракта.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа указанных письменные возражения на заседании поддержали.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона Заказчиком не конкретизировано требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно о необходимости наличия у таких участников свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 раздела II Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
2. В нарушение части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона не содержит порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению в соответствии со статьями 37,45,96 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены единые требования к участникам закупки предусмотренные пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Информационной карты документации об Аукционе.
4. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 12 Информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку по условиям исполнения контракта передача таких прав Заказчику не предусмотрена.
5. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 13 Информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименования страны происхождения товара, поскольку в силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указанное требование не соответствует объекту закупки (должно применяться только положение пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
6. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 13 Информационной карты документации об Аукционе не указан вид работ, на которые участник закупки во второй части заявки на участие в Аукционе должен представить свидетельство саморегулируемой организации (аналогично пункту 1 мотивировочной части настоящего решения).
7. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствует порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
8. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товаров, услуг, работ, регламента и порядка действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих последовательность действий Заказчика и исполнителя, позволяет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, способствует выработке объективных, системно организованных знаний об объекте закупки и условиях исполнения контракта.
Установление порядка оказания услуг и выполнения работ в проекте контракта, документации о закупке организует работу участника по исполнению контракта, помогает наладить взаимодействие сотрудников участника закупки и заказчика при исполнении контракта и позволяет:
1) обеспечить необходимые условия для эффективного взаимодействия сторон контракта в вопросах исполнения контракта, отчета о ходе его исполнения, порядка сдачи результатов, а также оперативного решения возникающих в процессе конфликтов;
2) рационально использовать ресурсы (временные, производственные, трудовые, транспортные) участника закупки и заказчика при исполнении контракта;
3) усовершенствовать контроль за исполнением контракта;
4) оптимально разместить производительные силы;
5) содействовать достижению ожидаемого результата;
6) обеспечить документальное и информационное взаимодействие.
Заранее спланированный порядок выполнения работ, оказания услуг дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Согласно пункту 6 Информационной карты документации об Аукционе описание объекта закупки приведено Заказчиком в Техническом задании (Приложение N 1 к Информационной карте документации об Аукционе).
Однако Приложение N 1 к Информационной карты документации об Аукционе содержит только задание на проектирование.
8.1. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в задании на проектирование (пункт 9) и проекте контракта отсутствуют сроки передачи исходных данных Заказчиком Исполнителю по контракту, что не позволяет определить обязательства сторон.
8.2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пунктах 9,10 задания на проектирование содержится противоречивая информация относительно субъекта, ответственного за передачу проектной документации для проведения государственной экспертизы, что не позволяет определить условия исполнения контракта.
8.3. В пункте 20 задания на проектирование установлено требование к составу проектной документации, подлежащей разработке Исполнителем, а именно: "В составе сметной документации выделить отдельно стоимость выполнения работ по газификации каждого населённого пункта, с выделением стоимости выполнения работ по каждому этапу работ".
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе из содержания указанного положения задания на проектирование не представляется возможным установить перечень населенных пунктов, по которым нужно выполнить проектные работы с выделением стоимости работ, поскольку в соответствии с объектом закупки и предметом контракта объектом проектирования является только разводящие сети газопровода низкого давления по пос. Вишневка.
8.4. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 10 задания на проектирование указано, что проектная организация совместно с Заказчиком готовит правоустанавливающие документы на земельный участок для проектирования внутрипоселенческого газопровода, тогда как в силу Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выбор земельного участника, выдача разрешения на строительство объекта осуществляется органом местного самоуправления.
9. В силу части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракта по результатам Аукциона заключается на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе, по цене, предложенной его победителем.
При этом в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об Аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе, все условия исполнения контракта, предмет контракта должны содержать в проекте контракта.
В нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит техническое задание (Приложение к контракту) и задание на проектирование, определяющие предмет контракта, а также обязательство Исполнителя выполнить инженерно-геодезические, инженерно-геологические и экологические изыскания, что не позволит заключить контракт на условиях документации об Аукционе и может привести к нарушению Заказчиком частей 1,2 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
10. В нарушение части 3 статьи 96, Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 6.1 проекта контракта, пункте 18 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от цены контракта, тогда как в силу указанного положения Заказчика о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается от начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 8 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 63, пунктов 1,2,11 части 1, частей 3, 4 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административно ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 апреля 2015 г. N 76-вп/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2015