Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 56-СО-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" (извещение N 0369100002315000007), в присутствии:
- представителя ФГБОУ ВПО "ЧГПУ", действующего на основании доверенности от 10.04.2015 N 16-19-17,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" (извещение N 0369100002315000007).
Согласно представленным документам ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" объявило о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку персональных компьютеров, путем опубликовании на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369100002315000007.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 888 004 рубля 92 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 02.04.2015 в 09:00.
Согласно доводам, изложенным в обращении, заказчиком просрочены сроки направления протокола рассмотрения первых частей заявок оператору электронной площадки. Срок окончания подачи заявок истекал 02.04.2015. Срок рассмотрения первых частей заявок участников составлял 1 день (03.04.2015). Установленные законом сроки пропущены заказчиком в связи с аварийным отключением электроэнергии в ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" и прилежащей территории на неопределенный срок без предварительного предупреждения.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно материалам дела дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 03.04.2015.
Однако, в связи с отсутствием технической возможности, заказчиком оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" не направлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе для дальнейшего его размещения.
Как следует из пояснений представителя ФГБОУ ВПО "ЧГПУ", сроки пропущены заказчиком в связи с аварийным отключением электроэнергии в ФГБОУ ВПО "ЧГПУ" и прилежащей территории на неопределенный срок без предварительного предупреждения. В доказательство своих доводов представителем заказчика представлены запрос в производственное отделение "Челябинские городские электрические сети", письмо производственного отделения "Челябинские городские электрические сети" о подтверждении факта аварийного отключения электроэнергии.
Норма, содержащаяся в части 6, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, устанавливает для заказчика императивную модель поведения, которая реализуется путем осуществления заказчиком в рамках нормы определенных действий. Ссылка представителя заказчика на обстоятельства непреодолимой силы не принимается Комиссией во внимание, поскольку такими обстоятельствами являются чрезвычайные случаи или события, которые носят непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависят от воли лиц (пожар, наводнение, землетрясение, тяжелые погодные условия, стихийные бедствия, войны (объявленные и необъявленные), вооруженные конфликты, терроризм, восстание или иные акты насилия, национальные или отраслевые забастовки, иные массовые трудовые конфликты, аварии на транспорте, эпидемии, блокада, эмбарго и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер).
Таким образом, факт пропуска заказчиком срока, установленного законом для направления оператору электронной площадки протокола рассмотрения первых частей заявок, свидетельствует о нарушении заказчиком части 6, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены единые требования к участникам, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в целях подтверждения их соответствия данному требованию.
3. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках осуществления приемки поставленного товара.
4. В силу части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта Поставщик обязуется передать Заказчику персональные компьютеры в количестве, указанном в Спецификации (Приложение N 1 к контракту).
Однако, в Приложении N 1 к контракту отсутствуют сведения о количестве товара, о наименовании товара, которые образуют предмет контракта, а также Приложение N 1 не предполагает включение в Спецификацию сведений о наименовании места происхождения или наименовании производителя предложенного участником закупки товара, что может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Однако в пункте 6.4. проекта контракта отсутствует расчет размера ставки, используемой при определении размера пени за просрочку исполнения обязательства, что не является надлежащим исполнением обязанности по установлению ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ссылка на Постановление Правительства N 1063 не является надлежащим исполнением такой обязанности.
6. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В извещении о проведении электронного аукциона, пункте 21 Информационной карты аукционной документации, проекте контракта Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта. При этом, в извещении и аукционной документации в качестве обеспечения контракта предусмотрена банковская гарантия. Однако данная информация не нашла своего отражения в проекте контракта, что является нарушением части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 8.1. проекта контракта прописано, что контракт вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения Сторонами обязательств, принятых на себя по контракту, но не позднее 30 декабря 2015 года.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не установлен конкретный срок действия контракта, что не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также извещением, аукционной документацией банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контактной системе.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В разделе 8 проекта контракта Заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта. Вместе с тем, проект контракта не предусматривает применение требований статьи 37, 96 Закона о контрактной системе при антидемпинговых мерах, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе и соответственно к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" нарушения части 6, части 7 статьи 67, части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42, части 3 статьи 30, части 13, части 4 статьи 34, части 1, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 56-СО-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2015