Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2015 г. N 60-ВП-СО/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МУЗ Нагайбакской ЦРБ о проверке действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при отмене электронного аукциона на поставку пленки рентгеновской для МУЗ Нагайбакская ЦРБ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (извещение N 0369300124615000024), в присутствии:
- представителя МУЗ Нагайбакская ЦРБ, действующего на основании доверенности от 13.04.2015 N 182,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение МУЗ Нагайбакской ЦРБ о проверке действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при отмене электронного аукциона на поставку пленки рентгеновской для МУЗ Нагайбакская ЦРБ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (извещение N 0369300124615000024) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Муниципальное учреждение здравоохранения Челябинской области "Нагайбакская центральная районная больница" 27.02.2015 объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 453 473 рубля 20 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 10.03.2015 в 09:00.
Согласно доводам, изложенным в обращении, при исполнении предписания о нарушении законодательства о контрактной системе по делу N 136-ж/2015 заказчиком допущена техническая ошибка: на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение об отмене поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Жалоба ООО "Экомед" рассмотрена на заседании Комиссии 30.03.2015. По результатам рассмотрения вынесено решение и выдано предписание от 30.03.2015 N 136-ж/2015.
Согласно выданному предписанию:
1. Муниципальному учреждению здравоохранения Челябинской области "Нагайбакская центральная районная больница"
1.1 с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона, оформленным протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.03.2015 N 0369300124615000024-3;
1.2. разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
1.3. после исполнения пунктов 1.2, 2.1, 2.3., настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Аукционной комиссии в срок до 09.04.2015:
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, заказчику для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
2.3. рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе с учетом решения N 136-ж/2015 от 30.03.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2.4. после исполнения пунктов 1.2, 2.1, 2.3. настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 03.04.2015 обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
4. Муниципальному учреждению здравоохранения Челябинской области "Нагайбакская центральная районная больница" до 20.04.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, сведения о размещении указанного решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
Аукционной комиссией Муниципального учреждения здравоохранения Челябинской области "Нагайбакская центральная районная больница" в целях исполнения предписания N 136-ж/2015 от 30.03.2015 принято решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона.
Однако, у заказчика возникли проблемы при размещении решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, так как на официальном сайте www.zakupki.gov.ru функция "отмена протоколов" отсутствовала.
Помимо этого, заказчиком ошибочно совершены действия по отмене определения поставщика путем размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения об отмене определения поставщика от 03.04.2015 NИО1.
В силу части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно извещению об осуществлении закупки 10.03.2015 в 09 часов 00 минут определено окончание срока подачи заявок.
Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сформировано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.04.2015 года, то есть позже окончания срока подачи заявок.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе закупка отменена неправомерно.
Как следует из пояснений представителя заказчика, после ошибочного опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения об отмене определения поставщика контрактному управляющему Муниципального учреждения здравоохранения Челябинской области "Нагайбакская центральная районная больница" стало известно, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в настоящем аукционе, разблокированы и возвращены на счет участников закупки оператором электронной площадки.
Исходя из смысла норм, содержащихся в статье 44 Закона о контрактной системе, обязательным условием для участия в торгах является предоставление участниками закупки обеспечения заявки. Так, в соответствии с частью 16 статьи 44 Закона о контрактной системе участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
При этом, в силу части 19 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента ее получения данному участнику закупки. Иными словами, без обеспечения заявка участника не является соответствующей требованиям закона, в связи с чем не может быть принята и передана заказчику для дальнейшего рассмотрения.
Вместе с тем, в законе содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата оператором электронной площадки денежных средств, внесенных участниками в качестве обеспечения заявки. Так, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона оператором электронной площадки в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления указанного события прекращается блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, после опубликования заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru извещения об отмене определения поставщика оператор электронной площадки в целях исполнения закона автоматически разблокировал денежные средства участников закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки. В свою очередь, заявка участника без обеспечения не может рассматриваться как соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе. Такая заявка не будет принята и передана заказчику для дальнейшего рассмотрения. В связи с этим, заказчику не представляется возможным исполнить предписание по делу N 136-ж/2015 в части повторного рассмотрения заявок участников и продолжения процедуры определения поставщика.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Муниципального учреждения здравоохранения Челябинской области "Нагайбакская центральная районная больница" нарушение части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2015 г. N 60-ВП-СО/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2015