Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 7 апреля 2015 г. N 247А-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Кубасаева К.М. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Адигюзелова К.А. - Зам. руководителя - Начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Сулеймановой А.А. - Специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Северокавказский центр маркетинговых исследований и инноваций" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дагводсервис" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0803200014015000001 на берегоукрепительные работы на р. Тархо по защите с. Тадмагитль Ахвахского района (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
31.03.2015 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона:
1) Заказчиком не опубликована в составе аукционной документации проектно-сметная документация;
2) проект государственного контракта содержит размер пени за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
3) Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), а также на сайте оператора электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
09.02.2015 Заказчиком на Официальном сайте и сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 823 800,00 рублей.
В пункте 4 технического задания аукционной документации Заказчиком указано: "Полный перечень работ с указанием их объемов определяется проектной документацией и локальными сметными расчетами.".
При этом документация об Аукционе не содержит проектно-сметной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно с части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, при отсутствии в составе аукционной документации проектно-сметной документации участник закупки не имеет достаточных сведений о характере и объеме работ, подлежащих выполнению по контракту, с учетом потребностей заказчика, сформулированных в проектно-сметной документации.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. . В пункте 7.5 проекта контракта установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пост. Правительства РФ N1063 от 25.11.2013.), в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Вышеуказанный пункт содержит противоречивые сведения о размере пени, поскольку одновременно устанавливает ее в размере одной трехсотой ставки рефинансирования и предусматривает определение ее размера в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Установление фиксированного размера пени (в размере одной трехсотой) не соответствует требованиям ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. В частности, при проведении закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки являются берегоукрепительные работы по коду ОКПД 45.24.14.130 и начальная (максимальная) цена составляет 58823800,00 рублей, в связи с чем п. 15 информационной карты Заказчиком правомерно установлено дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В связи с изложенным довод жалобы Заявителя о неправомерности установления Заказчиком дополнительного требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 Комиссия считает необоснованным.
4. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона.
Заказчиком в пункте 3.2 проекта государственного контракта предусмотрено: "Оплата выполненных работ обеспечивается Заказчиком в течение 30 (тридцати) дней после выполнения Подрядчиком всех работ и подписания Сторонами Акта приемки выполненных работ и затрат по форме КС-2 и КС-3, на основании выставленных Подрядчиком счетов-фактур в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Контракта.".
В соответствии с пунктом 3.3 проекта государственного контракта: "В случае, если выполнения работ производится отдельными частями, входящими в предмет Контракта, оплата работ может производиться Заказчиком после выполнения части работ, входящей в предмет Контракта.".
Из изложенных условий контракта усматривается, что Заказчиком не определены сроки оплаты работ в случае выполнения подрядчиком работ, входящих в предмет контракта, отдельными частями.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не определены сроки оплаты работ.
5. Заказчиком в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не указана в документации об Аукционе информация о контрактной службе.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
6. В п. 30 информационной карты аукциона Заказчиком указаны следующие антидемпинговые меры при проведении Аукциона:
"В соответствии со ст. 37 Федерального закона 44-ФЗ. Если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в полтора раза превышающем обеспечение исполнения контракта, указанной в аукционной документации, но не менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.".
При этом возможность представления в указанном случае информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, не предусмотрена в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Учитывая то обстоятельство, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пятнадцать миллионов рублей, условия Аукциона в части антидемпинговых мер не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, ч. ч. 7 и 13 ст. 34, ч. 1 ст. 37, п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших административные правонарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии К.М. Кубасаев
Члены Комиссии: К.А. Адигюзелов
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
А.А. Сулейманова
Исп.: Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 7 апреля 2015 г. N 247А-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2015