Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 25 мая 2015 г. N 07-57-15
резолютивная часть решения объявлена 25.05.2015 г.
в полном объеме решение изготовлено 28.05.2015 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Земля" (далее - ООО "НПЦ "Земля", заявитель) в лице действующего на основании доверенности N52/05-15 от 22.05.2015 г.;
от государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) действующего на основании доверенности N7/1 от 22.05.2015 г действующего на основании доверенности N7 от 22.05.2015 г.;
рассмотрев жалобу ООО "НПЦ "Земля" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200015615000012 "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Баксан", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Научно-производственный центр "Земля" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200015615000012 "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Баксан" (извещение о проведении электронного аукциона - 23.04.2015 г. 17:45 ч.). Начальная (максимальная) цена контракта - 6 303 610.00 рублей.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, которые ограничивают круг участников закупок, тем самым ущемляя права и законные интересы участников закупок.
Так по мнению заявителя, в документации об аукционе установлены дополнительные требования в составе второй части заявки, в частности, копия действующей лицензии на геодезические и картографические работы в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с указанием следующих видов работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации: геодезические, картографические, топографические, гидрографические; копия действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. N333, что по мнению ООО "НПЦ "Земля" является незаконным и необоснованным в силу отсутствия в документации об аукционе, а также в техническом задании и смете, размещенных на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, видов работ, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Учитывая том факт, что предмет государственного контракта, а именно, "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малка" является зоной с особым использованием территории на основании Федерального закона N78-ФЗ от "О землеустройстве", и, соответственно является объектом землеустройства.
На основании вышеизложенного, заявитель просит отменить незаконные требования, выразившиеся в установлении в составе второй части заявок, в частности, копия действующей лицензии на геодезические и картографические работы в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с указанием следующих видов работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации: геодезические, картографические, топографические, гидрографические; копия действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. N333; обязать заказчика опубликовать документацию об аукционе с учетом внесенных изменений.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 22, 25 мая 2015 г., представители заказчика пояснили, что лицензии были установлены в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также исходя из требований статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N17 "Об установлении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", Приказа Федеральной службы геодезии и картографии России N181-пр от 14 декабря 2000 г. "Об утверждении и введении в действие перечня объектов местности, запрещенных для открытого опубликования", Письма Федеральной службы геодезии и картографии России N3-02-670 от 25 марта 1996 года, которые в совокупности обусловливают необходимость установления в составе второй части заявки вышеназванных лицензий.
Представитель ООО "НПЦ "Земля" полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе, при рассмотрении жалобы.
Рассмотрев и выслушав доводы представителя ООО "НПЦ "Земля", представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
23.04.2015 г. 18:08 ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru http://www.sberbank-ast.ru заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304200015615000012 "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Баксан" (извещение о проведении электронного аукциона - 23.04.2015 г. 17:45 ч.). Начальная (максимальная) цена контракта - 6 303 610.00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 23.04.2015 г. 23:59 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 21.05.2015 г. 00:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 22.05.2015 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 25.05.2015 г.
В ходе внеплановой проверки Комиссией УФАС России по КБР установлено, что электронный аукцион N0304200015615000012 "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Баксан" опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе.
В рамках пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с документацией об аукционе в составе второй части заявок установлены требования о предоставлении копии действующей лицензии на геодезические и картографические работы в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с указанием следующих видов работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации: геодезические, картографические, топографические, гидрографические; копии действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. N333.
Предметом государственного контракта является "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малка". В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На основании части 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 16 письма Федеральной службы геодезии и картографии России N3-02-670 от 25 марта 1996 года в случае, если каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат и системе координат 1963 года, составленные на участки местности, превышающие территорию одного административного района субъекта Российской Федерации или площадью свыше 5000 кв. км - секретно. Предметом государственного контракта является "Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малка". Согласно требованиям технического задания документации об аукционе по предмету государственного контракта предусматривается установление границ водоохранных зон, и прибрежных защитных полос реки Малка протяженностью 385 км, для установления специального режима хозяйственной и иной деятельности с целью охраны и восстановления водных объектов, улучшения их гидрологического режима и санитарного состояния в пределах населенных пунктов Зольского, Баксанского, Прохладненского и Майского муниципальных районов КБР. В связи с тем, что установление границ охватывает пределы населенных пунктов Зольского, Баксанского, Прохладненского и Майского муниципальных районов КБР, то, соответственно, вид работ подпадает под категорию секретность, следовательно, заказчик, руководствуясь письмом Федеральной службы геодезии и картографии России N3-02-670 от 25 марта 1996 года, установил требование о предоставлении в составе второй части заявки копии действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. N333, что также подтверждается объяснениями и пояснениями представителей заказчика при рассмотрении жалобы.
На основании пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Письмо Федеральной службы геодезии и картографии России N3-02-670 от 25 марта 1996 года не опубликовано в установленном законом порядке, в свою очередь не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, а также нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, письмо Федеральной службы геодезии и картографии России N3-02-670 от 25 марта 1996 года не носит нормативно правового характера, не создает правовых последствий, а также не обладает юридической силой, в силу которой соответствующее письмо имело бы распространение на всей территории Российской Федерации и являлось бы обязательным для определенных категорий субъектов правоотношений.
В силу того, что в техническом задании документации об аукционе, а также в смете, в которой предусмотрены виды работ не содержат сведения, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и в рамках Указа Президента РФ от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", следовательно, предмет государственного контракта не подпадает под действие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и, соответственно, действия заказчика квалифицируются как установление требования к участникам закупки, не предусмотренного Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с документацией об аукционе в составе второй части заявок установлено требование о предоставлении лицензии на геодезические и картографические работы в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 N1016 "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение" установлен перечень видов работ, включенных в состав лицензируемого вида деятельности. В составе работ которых отсутствует предмет государственного контракта, а именно, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малка, а также в техническом задании и в смете отсутствуют виды работ, которые входят в перечень лицензируемой деятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "НПЦ "Земля" обоснованной.
2.Признать в действиях государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Единой комиссией Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 25 мая 2015 г. N 07-57-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2015