Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 апреля 2015 г. N 07-45-15
резолютивная часть решения объявлена 28.04.2015 г.
в полном объеме решение изготовлено 29.04.2015 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Диалог" (далее - заявитель, ООО "Диалог"), при участии представителя заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республик" (далее - заказчик) по доверенности от 27.04.2015 г. N98,
рассмотрев жалобу заявителя на положение документации об аукционе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0304100002315000003 "Реконструкция головного гидроузла на р.Чегем, Кабардино-Балкарская Республика" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.ст.105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба заявителя на положение документации об аукционе, которая в последствии направлена для рассмотрения в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями выразившиеся в размещении противоречивой информации на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт); в отсутствии конкретной даты начала работ; основания для отказа в принятии банковской гарантии указанные в документации об аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе; в установлении чрезмерных требований к материалу (товару) необходимого для выполнения работ; в объединении строительных работ с работами по охранной сигнализации и работ по видеонаблюдению; не установлении требований к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; в отсутствии сведений о закупке в плане графике.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить аукцион, признать нарушение, выдать предписание об устранений нарушений законодательства о контрактной системе, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Доводы, указанные в жалобе представитель заказчика не признал, просил отказать в удовлетворении жалобы. Далее пояснил об отсутствии на официальном сайте размещенной полностью проектно сметной документации, в частности тома N8 проектно сметной документации.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
1.27.03.2015 г. 19:52 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (сайт оператора электронно-торговой площадки ОАО "ЕЭТП" http://roseltorg.ru) была размещена закупка N0304100002315000003 "Реконструкция головного гидроузла на р.Чегем, Кабардино-Балкарская Республика" с начальной (максимальной) ценой контракта - 194393780,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 28.03.2015 г. 08:00; Дата и время окончания подачи заявок - 24.04.2015 г. 00:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 27.04.2015 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 30.04.2015 г. 09:24; Размер обеспечения заявок - 9719689,00; Размер обеспечения исполнения контракта - 19439378,00; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - до 20 декабря 2018 г.
2.Документация об аукционе "Реконструкция головного гидроузла на р.Чегем, Кабардино-Балкарская Республика" утверждена директором Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республик", контракт будет заключаться Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республик".
3.По пункту жалобы формулировки пункта 1.1 проекта контракта, Комиссии пришла к выводу о несостоятельности жалобы, так как формулировка не меняет сути документации об аукционе и не вводит участников закупки в заблуждение.
4.Довод жалобы об отсутствии конкретной даты начала работ не нашел своего подтверждения, так как пунктом 4.1 проекта контракта предусмотрено "Для реализации настоящего Контракта Заказчик принимает на себя обязательства по передаче Подрядчику по акту проектную и рабочую документации в течение пяти дней с даты заключения Контракта".
5.Основания для отказа в принятии банковской гарантии указанные в документации об аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, что не отрицается и заказчиком.
В документации об аукционе предусмотрено "Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий, тогда как пунктом 6 частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
6. Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ установлены в рамках статьи 33 Закона о контрактной системе и не содержат чрезмерных требований, следовательно, довод жалобы об установлении чрезмерных требований по пунктам 20, 21, 24, 40, 56 и 72 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ несостоятелен.
7.В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Процедура осуществления закупок путем проведения аукциона в электронной форме регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию документации об аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Для соблюдения данных условий на официальном сайте была размещена проектно сметная документация объекта "Реконструкция головного гидроузла на р.Чегем, Кабардино-Балкарская Республика". Объектом закупки выступает реконструкция головного гидроузла на р.Чегем, Кабардино-Балкарская Республика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Требование ко второй части заявки на участие в аукционе регламентированы частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Лицо, выполняющее работы по строительству, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса).
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса, РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
В пункте 2 и 13 документации об аукционе установлено требования к участникам закупки и требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в частности копия свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по Перечню, утвержденному Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N624 (далее - Приказ N624): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики).
Вместе с тем, и в документации об аукционе так и в проектно сметной документации указано на необходимость выполнения работ по установке "Газорегуляторного пункта шкафного, Счетчика газа" (том 5.6 проектно сметной документации) требующих установления требования к участникам закупки и требования ко второй части заявки о наличии у участников закупки копии свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по Приказу N624: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - 33.6. Объекты газоснабжения.
Также согласно проектно сметной документации необходимо выполнить работы и по электроснабжению, в том числе по внешнему, наружному электроснабжению (том 5.1.1 проектно сметной документации): том 5.1.2, том 5.1.1, том 5.1.3, том 5.5.1 и том 5.8 проектно сметной документации также требующий установления требования к участникам закупки и требования ко второй части заявки о наличии у участников закупки копии свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по Приказу N624: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Тем самым в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит требования к участникам закупки и требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе о наличии у участников закупки копии свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по Приказу N624: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - 33.6. Объекты газоснабжения и 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Данные действия содержат признаки нарушения статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8.Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", однако работы на объекте необходимо выполнить в комплексе согласно проектно сметной документации. Работы по видеонаблюдению также предусмотрены проектной сметной документацией и функционально связаны с реконструкцией головного гидроузла на р.Чегем, Кабардино-Балкарская Республика. Следовательно, довод о включении в состав реконструкции, работ функционально и технически не взаимосвязанных с реконструкцией не нашел своего подтверждения.
9.Внеплановой проверкой установлено следующее.
Требования к содержанию документации об аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что проектно-сметная документации размещена на официальном сайте не в полном объеме.
Таким образом, действия заказчика, не разместившего на официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, в частности не размещены тома NN1, 5.7, 8, 10-1 и 12.2 проектно сметной документации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы, касающийся отсутствия в план-графика сведений о закупке Комиссией не рассматриваются в силу статьи 99 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Диалог" обоснованной в части указания в документации об аукционе основания для отказа в принятии банковской гарантии не соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе, а также об отсутствии в документации об аукционе требований к участникам закупки и требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2.Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республик" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 45, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республик", единой комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республик" и ОАО "Единая Электронная Торговая Площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела N07-45/15 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 апреля 2015 г. N 07-45-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2015