Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 31 марта 2015 г. N 07-34-15
резолютивная часть решения объявлена 31.03.2015 г.
в полном объеме решение изготовлено 03.04.2015 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя заказчика - Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заказчик) Литовки Н.Н., без права дачи пояснений, в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее - ООО "Стройиндустрия", заявитель),
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304100002415000028 "Проведение работ по устройству водоотведения, благоустройство (подсыпка грунта, выравнивание, асфальтовое покрытие, тротуарная плитка) и освещение территории, прилегающей к административному зданию Черекского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике" (далее - закупка, аукцион), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки.
Согласно жалобе заявителя, поданная заявка была отклонена от участия в аукционе на основании не указания конкретных показателей товара, необходимых для выполнения работ (п. 16,19,20 Технического задания (раздел III документации об электронном аукционе).
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать в действиях единой комиссии заказчика нарушение, провести внеплановую проверку действий заказчика.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 31 марта 2015 г., член Комиссии зачитал суть жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.02.2015 17:58 ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru (http:// info@sberbank-ast.ru-ast.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304100002415000028 "Проведение работ по устройству водоотведения, благоустройство (подсыпка грунта, выравнивание, асфальтовое покрытие, тротуарная плитка) и освещение территории, прилегающей к административному зданию Черекского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике". Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 531 989.00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 26.02.2015 г. 18:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 19.03.2015 г. 10:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.03.2015 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 27.03.2015 г.
На участие в электронном аукционе поступило 37 заявок, в результате рассмотрения первых частей заявок 11 заявок, в том числе и заявка заявителя не допущены к участию в аукционе.
В результате проведенного анализа, на предмет соответствия всех поданных заявок требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заявки под защищенными номерами "5698343, 3414551, 8466619, 3572985, 2969814" отклонены на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной и разделом I (п. 3.2.3.) и разделом III документации об электронном аукционе): не указаны конкретные показатели товара, необходимые для выполнения работ, а именно п. 9,16,19,24,31,49,58,62,67,70 Технического задания (раздел III документации об электронном аукционе).
Комиссией установлено, что документацией об аукционе (Раздел III Техническая часть документации об электронном аукционе) по позициям 9,16,19,24,31,49,58,62,67,70 послужившими для отклонения, было предусмотрено:
9 |
ТСЦ-401-0089 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 10 мм, класс В25 (М350) |
м3 |
0,2 |
16 |
ТСЦ-101-1800 |
Сталь угловая равнополочная, марка стали: 18пс, шириной полок 60-100 мм |
т |
0,0118 |
31 |
ТСЦ-401-0029 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: более 40 мм, класс В25 (М350) |
м3 |
2,978 |
49 |
ТСЦ-401-0003 |
Бетон тяжелый, класс: В7,5 (М100) |
м3 |
5,499 |
58 |
ТСЦ-401-0003 |
Бетон тяжелый, класс: В7,5 (М100) |
м3 |
2,808 |
62 |
ТСЦ-401-0063 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В7,5 (М100) |
м3 |
5,353 |
67 |
ТСЦ-403-1707 |
Плиты бетонные и цементно-песчаные для тротуаров, полов и облицовки, марки: 400, толщина 60 мм |
м2 |
65,6 |
70 |
ТСЦ-401-0063 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В7,5 (М100) |
м3 |
9,253 |
Причиной отклонения вышеперечисленных заявок явилось отсутствие конкретных показатели товара, необходимых для выполнения работ.
Заявки под защищенными номерами "6840704, 6487852, 7519684, 8699763, 9849445, 6321634" в том числе и заявка заявителя отклонены от участия в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной и разделом I (п. 3.2.3.) и разделом III документации об электронном аукционе): не указаны конкретные показатели товара, необходимые для выполнения работ (п. 16,19,20 Технического задания (раздел III документации об электронном аукционе).
16 |
ТСЦ-101-1800 |
Сталь угловая равнополочная, марка стали: 18пс, шириной полок 60-100 мм |
т |
0,0118 |
19 |
ТСЦ-204-0006 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром: 16-18 мм |
т |
0,003 |
20 |
ТСЦ-204-0039 |
Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток: плоских, диаметром 16-18 мм |
т |
0,0036 |
Причиной отклонения вышеперечисленных заявок явилось не указания конкретных показатели товара, необходимых для выполнения работ.
При отклонении заявок под защищенными номерами "5698343, 3414551, 8466619, 3572985, 2969814, 6840704, 6487852, 7519684, 8699763, 9849445, 6321634" единая комиссия заказчика действовала незаконно и необоснованно, в силу следующего.
При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, заказчик обязан в документации об аукционе установить показатели, позволяющие определить соответствие используемых в рамках выполнения работ товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика устанавливать значения показателей в отношении всех используемых при выполнении работ строительных материалов и оборудования. Такие показатели могут быть установлены только в отношении того оборудования, которое заказчик сочтет необходимым при проведении данной закупки, с учетом требований проектной документации.
В связи с тем, что предметом электронного аукциона является "Проведение работ по устройству водоотведения, благоустройство (подсыпка грунта, выравнивание, асфальтовое покрытие, тротуарная плитка) и освещение территории, прилегающей к административному зданию Черекского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике" с использованием товаров, в документации об аукционе, а именно, в техническом задании должны быть выделены материалы, которые будут использоваться при выполнении работ с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, что, соответственно, не было сделано заказчиком в нарушении вышеназванных норм Закона о контрактной системе.
Более того, основанием отклонения послужило не указание конкретных показателей товара необходимого для выполнения работ, тогда как раздел III аукционной документации "Техническая часть документации об электронном аукционе" содержит перечень работ (требования к работ, а не к материалам), что требует от участников закупки согласие на выполнение перечисленных работ.
Действия единой комиссии заказчика нарушают нормы частей 1, 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части незаконного отклонения заявителя и участников закупки.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В ходе внеплановой проверки установлено:
В нарушение пункта 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком установлена обязанность в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлять документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Участие учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы в закупках регламентируется Постановлением правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г N649 "О порядке предоставления учреждениям Уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Участие организаций инвалидов в закупках Постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г N341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Специфика осуществляемой заказчиком закупки, способом электронного аукциона не подпадает под действие вышеназванных Постановлений Правительства РФ.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть аукционной заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также предусмотренную пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе информацию о товаре.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Размещенный заказчиком на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru от 06.03.2015 г 15:06 ответ на запрос с разъяснениями положений документации об электронном аукционе не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в частности отсутствует указание на предмет запроса.
На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте государственного контракта указано, что размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств, установленных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063.
Включение в проект контракта ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом только одного из подпунктов "а" - "г" пунктов 4 и 5 Порядка, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г., не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте контракта условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) как того предписывает часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Соответствующие доводы подтверждаются также письмом Министерства экономического развития России от 08.10.2014 г. и письмом Федеральной антимонопольной службы России от 21.10.2014 г. NАЦ/42516/14. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" обоснованной.
2.Признать в действиях единой комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике нарушение частей 1, 3, 4 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 4 статьи 65, пункта 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
4.Выдать Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, единой комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике и ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 31 марта 2015 г. N 07-34-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2015