Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 мая 2015 г. N 08/10-62
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2014 г.
Изготовлено в полном объеме 26.05.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Гахаев Д.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
Давинов О.Э. - член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Есинова К.В. (доверенность N ВМ/15 от 20.05.2015 г.), Ишкеева Д.Н. (доверенность N ВМ/16 от 21.05.2015 г.),
от Уполномоченного органа - Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия Максимов Л.Ю. (доверенность б/н от 21.01.2015 года.)
в отсутствии представителя заявителя Индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны, которая надлежащим образом уведомленная,
рассмотрев в открытом заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 18.05.2015 г. поступила жалоба от Индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны (далее - Заявитель, ИП Выборнова Ю.В.), в которой обжалуются действия Заказчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия." (далее - Заказчик, Минздрав РК) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания у субъектов малого предпринимательства (СОНКО) (реестровый номер N 0105200000215000516) (далее - ОАЭФ).
Заявитель считает, что положение документации аукциона в электронной форме не соответствует ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
1. 30.05.2015 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105200000215000516 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания у субъектов малого предпринимательства (СОНКО). Начальная (максимальная) цена контракта - 882 546 (восемьсот восемьдесят две тысячи пятьсот сорок шесть) рублей 67 копеек.
Порядок обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ).
Пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 31.03.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", установлено, что международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранении.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 61-ФЗ лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию, вносятся в Государственный реестр лекарственных средств (ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 61-ФЗ).
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 746н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения" государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 г. N 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно Техническому заданию Заказчик закупает следующие лекарственные средства:
N п/п |
Международное непатентованное |
Торговое наименование, дозировка, форма выпуска |
Ед.изм. |
Эквивалент |
Кол-во |
11 |
Цинакалцет |
Мимпара, таблетки покрытые пленочной оболочкой 30 мг N28 |
уп |
или эквивалент |
13 |
12 |
Дарбэпоэтин альфа |
Аранесп, раствор для инъекций 20 мкг / 0,5 мл - шприц N1 |
уп |
или эквивалент |
125 |
14 |
Дарбэпоэтин альфа |
Аранесп, раствор для инъекций 30 мкг / 0,3 мл - шприц N1 |
уп |
или эквивалент |
30 |
Как следует из государственного реестра лекарственных средств (официальный сайт Министерства здравоохранения РФ - www.grls.rosminzdrav.ru), указанные препараты не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по форме выпуска и дозировок, так:
- в качестве лекарственного средства с МНН "Цинакалцет" - зарегистрировано одно торговое наименование "Мимпара", владелец регистрационного удостоверения - Амджен Европа Б.В., Нидерланды (регистрационный номер ЛСР - 001784/08);
- в качестве лекарственного средства с МНН "Дарбэпоэтин альфа" - зарегистрировано одно торговое наименование "Аранесп", владелец регистрационного удостоверения - Амджен Европа Б.В., Нидерланды (регистрационный номер ЛС - 001710/07);
- в качестве лекарственного средства с МНН "Дарбэпоэтин альфа" - зарегистрировано одно торговое наименование "Аранесп", владелец регистрационного удостоверения - Амджен Европа Б.В., Нидерланды (регистрационный номер ЛС - 001710/07);
Таким образом, при разработке документации об аукционе государственный заказчик объединил в один лот лекарственные средства с МНН, которые не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственным производителем. При этом начальная (максимальная) цена превышает предельное значение начальной (максимальной) цены, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 929.
На основании вышеизложенного, а также в силу нарушений Заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Калмыкия требований пункта 1 части 1 статьи 64, п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Калмыцкого УФАС России считает целесообразным выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования аукциона в электронной форме.
2. Касаемо довода ИП Выборновой Ю.В. о том, что Заказчиком включен в один лот поставки лекарственных средств, услуг по хранению и отпуску приводит к ограничению количества участников открытого аукциона в электронной форме не принимается на основании следующего.
Согласно пп.п. 2 проекта контракта аукционной документации Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по отпуску лекарственных препаратов гражданам, включенным в Регистр, бесплатно при предъявлении рецепта, выписанного по утвержденной в установленном порядке форме в учреждениях здравоохранения, врачами/фельдшерами, имеющими право выписки льготных рецептов, в соответствии с заявками учреждений здравоохранения муниципальных образований. График работы аптек должен соответствовать графику работы учреждения здравоохранения ведущего амбулаторный прием граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. При этом наименование Товара и его количество определяются Спецификацией, качественные показатели - Техническим заданием.
При этом, под организационными мероприятиями в рамках государственного контракта понимаются действия исполнителя не только по поставке товаров, но и оказание целого набора социальных услуг, включающих в себя хранение, ведение учета, предоставление отчетности и отпуску лекарственных средств гражданам по рецептам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении такого аукциона, должна содержать следующую информацию в том числе:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в документации в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Все указанные социальные услуги функционально взаимосвязаны, так как направлены на достижение основной цели размещаемого заказа - своевременное обеспечение льготополучателей лекарственными препаратами на территории Республики Калмыкия. Достижение указанного результата будет невозможным при исключении из всего комплекса услуг хотя бы одной его составляющей.
Таким образом, осуществление целого ряда социальных услуг для обеспечения льготополучателей лекарственными препаратами в рамках одного лота не противоречит требованиям п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
По смыслу норм Закона, (с учетом взаимосвязанных целей антимонопольного регулирования и регулирования контрактной системы) при осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Кроме того, допускается возможность объединения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Из вышеуказанного следует, что в данном случае объединение в одном лоте поставки лекарственных средств, их хранение и отпуск является правомерным, поскольку данные услуги являются технологически и функционально взаимосвязанными.
На основании изложенного Комиссия Калмыцкого УФАС России решила, что данный довод Заявителя не состоятелен.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Выборнова Ю.В. - частично обоснованной, в части объединения в один лот лекарственные средства с МНН, которые не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственным производителем.
2. Признать Заказчика нарушившим пункта 1 части 1 статьи 64, п. 6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Гахаев Д.В.
Члены комиссии Давинов О.Э.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 мая 2015 г. N 08/10-62
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2015